ат-ТИРМИЗ̱Ӣ, ал-Х̣акӣм Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. ‘Алӣ (ум. в конце IX в.) — крупнейший представитель восточноиранского суфизма. Родился в г. Термезе. Согласно «автобиографии», с восьми лет усердно занимался религиозными науками. Двадцати восьми лет от роду отправился в Мекку. Вернувшись из паломничества, ат-Т. стал на суфийский путь: уединялся от людей, умерщвлял плоть, изучал мистические трактаты. Среди его суфийских учителей называют известных хорасанских шайхов Абу Тураба ан-Нахшаби, Иахйу ал-Джалла’, Ахмада б. Хадравайхи и др. Большую роль в судьбе ат-Т. сыграла его жена, очевидно полностью разделявшая его взгляды. Проповеди и сочинения ат-Т., прежде всего ‘Илал аш-шари‘а и Хатм ал-аулийа’, в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к богу», о различных категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков», вызвали недовольство факихов и власть имущих. Спасаясь от гонений, ат-Т. вынужден был перебраться в Балх, затем в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Когда в результате изменения политической ситуации противники ат-Т. вынуждены были эмигрировать, он смог вернуться в родной город. Там он и умер, окруженный учениками и последователями. Среди них заслуживают упоминания в первую очередь Абу ‘Али ал-Джузджани и Абу Бакр ал-Варрак.
Значение ат-Т. для истории суфизма определилось главным образом его сочинениями, число которых приближается к восьмидесяти. Изложенные в них учения о «душе», ее «состояниях» и «движениях», о способах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о страдании как очищении и т. п. оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию. Высшим доступным человеку знанием ат-Т. считал мистический «гносис» (ма‘рифа или хикма), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания (‘илм), сводящегося к истолкованию и применению положений шари‘ата, «гносис» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «божественную сущность». Если ‘илм можно обрести в процессе обучения, то ма‘рифа—это милость, которую бог дарует своим избранникам. Сфера и время применения ‘илм ограниченны, тогда как ма‘рифа не имеет пределов. «Гносис» доступен лишь тем людям, чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к богу. Такими людьми ат-Т. считал суфийских «святых». Именно «гносисом» они отличаются от прочих верующих.
Вероятно, ат-Т. был первым, кто теоретически обосновал суфийские представления об аулийа’, фактически уравняв их «в правах» с «посланниками» (русул) и «пророками» (анбийа’). Его идеи о соотношении «пророчества» и «святости», об иерархии «святых» в суфизме получили развитие у Ибн ‘Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трактатов ат-Т.
Как отмечают исследователи, ат-Т. был, вероятно, знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями, влияние которых можно обнаружить в его грудах. Отдавая должное глубине его знаний и широте кругозора, современники дали ему почетное прозвище ал-Хаким (Мудрец).
Лит-ра: ас-Сулами. Табакат, 212—215; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 29; ас-Субки. Табакат, 2, 20; аз-Захаби. Тазкира, 2, 218—219; aт-Тирмизи. Хатм; al-Hujwiri. Kashf, 141 —142, 210—241; ‘Аттар. Тазкира, 2, 91—99; Massignon. Essai, 286—294; О. Yahya. L’oeuvre de Tirmidhi.— Melanges, 3, 411—450; N. Heer. Some biographical and bibliographical notes on al-Hakim al-Tirmidhi.— The World of Islam: Studies in honour of Philip Hitti. L., 1959, 121 —134; M. al-Geyoushi. Al-Tirmidhi’s Theory of Gnosis.— IQ. 1971, 15/4, 164—188; B. Radtke. Der Mystiker al-Hakim at-Tirmidi.— DI. 1980, 57/2, 237—245; он же. Al-Hakim at-Tirmidi, ein islamischer Theosoph des 3/9 Jahrhunderts. Freiburg, 1980.
А. Д. Кныш