‘Абд ар-Рахман-джан аулийа’, ишан саййид б. ишан Парса-хваджа (1920–12.07.1991) – ключевая фигура в истории хваджаган-накшбандийа на территории советского Таджикистана, наставник (муршид) многих религиозных и политических деятелей Республики. Почитается здесь как один из крупнейших «святых» (аулийа’) ХХ столетия, представляя для последователей идеальное воплощение «национального таджикского святого».
Родился в селении Тугчи под Гармом (ныне: Рашт) в семье знаменитого мусульманского ученого (‘алима) и накшбандийского пира ишана Парса-хваджи б. ишана Гийас ад-дина б. ишана мирзы Мухаммад-Шарифа. Его отец, более известный под прозвищем (лакаб) Ишан—Хаджжи, был выходцем из саййидов и одним из виднейших мударрисов в долине Каратегин. В его мадрасе изучали традиционный базовый круг дисциплин: ал-Кур’ан, таджвид, хадисы, арабскую грамматику и синтаксис. Пройдя основы этих наук вместе с отцом, ‘А. ар-Р.-дж. с пятнадцати до восемнадцати лет занимался экзегетикой (‘илм ат—тафсир) и мусульманским правом (ал-фикх) ханафитского толка. Одновременно он совершенствовался в арабской каллиграфии, хорошее владение которой помогло ему впоследствии собственноручно переписать для своей мадрасы классические учебники на персидском языке, включая общепринятый в мусульманских школах Средней Азии комментарий «Шарх-и Мухтасар ал-Викайа» на труд ал-Маргинани (ум. в 1197 г.) по ханафитскому толку, дидактико-мистические стихи «Дивана» Бидила, «Маснави-йи ма‘нави» маулана Руми и «Мантик ат-тайр» Фарид ад-дина ‘Аттара.
В юности ‘А. ар-Р.-дж. был принят в братство накшбандийа и в восемнадцать лет вошел в окружение видного суфийского наставника-пира, ишана ‘Абд ар-Рахима Даулата Илаки (1881–1947). Проведя в его обители (даргах) от шести до семи лет, ‘А. ар-Р.-дж. получил в 1947 г. от шайха письменное разрешение заниматься наставнической деятельностью (иршад). Со смертью ишана ‘А. ар-Р.-дж. в том же году стал одним из основных продолжателей его линии братства и главой накшбандийи на территории Таджикской ССР. Его силсила восходит к первому «праведному» халифу Абу Бакру и пророку Мухаммаду через ишана ‘Абд ар-Рахима Даулата Илаки и муршида последнего маулана халифу Мухаммада Худайбирди. Между ним и хваджой Баха’ ад-дином Накшбандом в ней 16 поколений суфийских наставников: хваджа ‘Ала’ ад-дин ‘Аттар > маулана Йа‘куб Чархи > хваджа ‘Убайд ‘Аллах Ахрар > хваджа маулана Мухаммад-Захир > хваджа маулана Мухаммад Дарвиш > хваджа Мухаммад Касим Амкинаги > хваджа имам Мухаммад Баки би-Ллах > имам раббани маулана Ахмад Сирхинди > хваджа Мухаммад Саййид > шайх ‘Абд ал-Ахад > маулана Мухаммад ‘Абид > маулана Мухаммад Муса-хан > шайх Мухаммад Сиддик > маулана халифá Мухаммад Хусайн > маулана Мухаммад ‘Абд ас-Саттар > маулана халифá Мухаммад Салих, наставник Мухаммада Худайбирди.
В 1942 г. ‘А. ар-Р.-дж. переехал в селение Кандак Оби-Гармского района и женился там на Биби Саулат, дочери ая Ну‘ман-бая, позже арестованного органами НКВД. Он скончался в селении Кал‘а-йи Нау в Файзабадском районе в возрасте семидесяти одного года. На похороны шайха съехались тысячи человек из Таджикистана и других республик Средней Азии. Церемонией руководил сын и преемник его учителя, Ишан-и Шайх б. ишан ‘Абд ар-Рахим Даулат Илаки. Могила ‘А. ар-Р.-дж. расположена на окраине селения Кал‘а-йи Нау, в живописном месте под названием Чашма-йи Кула. Его мавзолей представляет собой квадратное в плане здание из бетона, увенчанное полукруглым куполом. Такой тип получил повсеместное распространение в южном Таджикистане в конце 1990-х гг. Строителем мавзолея был уста хаджжи Мирза Саййид б. Мирза Рахим, мастер-каменщик из Сар-и Пулака под Оби-Гармом. Сегодня это один из наиболее посещаемых мазаров центрального Таджикистана.
Следуя традициям мадрас своего отца и учителя, ‘А. ар-Р.-дж. обучил, как утверждают его биографы, «сотни учеников (талаба)». Люди из его окружения передают, что при жизни шайха постоянно окружало от сорока до пятидесяти учеников, его дом всегда был полон «послушников» (муридов), нищих и посетителей разного рода. Среди классических сочинений, которые комментировал ‘А. ар-Р.-дж., особенно хорошо представлена накшбандийская традиция Центральной Азии разных периодов — от трудов самого Баха’ ад-дина Накшбанда до трактата ишана ‘Абд ар-Рахима Даулата Илаки «Кашф ал-асрар». Из сочинений персидской мистической традиции здесь изучали «Маснави-йи ма‘нави» маулана Руми, «Дурр ал-‘аджа’иб» и «Дурр ал-маджалис» сына и преемника последнего, Султана Валада, а также «Нафахат ал-унс» Джами. Кроме того, в школе ‘А. ар-Р.-дж. изучали более современную суфийскую и в то же время народную традицию накшбандийского поэта из Афганистана хаджжи саййида Каландара б. Шаха Сахиба Кандахари (1800–1877), обосновавшегося в Хисаре под именем Маулави Джунуни. Из современных авторов последователи ‘А. ар-Р.-дж. любят цитировать мусульманского поэта и писателя из Индии Мухаммада Икбала (1877–1936). Похоже, покойному шайху последний был близок своим призывом к единению мусульман всех национальностей на основе верности учению ал-Кур’ана.
‘А. ар-Р.-дж. придавал особую важность достоинствам этики (адаб). Среди пропагандируемых накшбандийей этических принципов он выделял (и, по сообщениям его последователей, воплощал в себе) абсолютную преданность своему наставнику. Это достоинство служит предметом целого ряда историй, которые о нем рассказывают. Кроме зикра и молитвы в строго отведенные для нее часы, бóльшую часть дня он посвящал рецитации ал-Кур’ана и медитации. Признавая благочестие и ученость шайха, его почитатели еще больше чтят способность ‘А. ар-Р.-дж. творить по Божьему соизволению «чудеса» (карамат), которые они считают главным свидетельством его «святости». О некоторых «чудесах» шайха агиографы передали со слов его бывших учеников, включая известных советских ‘улама’, в частности маулави Мухаммад-джана Хиндустани (1892–1989), одного из крупнейших мударрисов Таджикистана поздней советской эпохи. Центральное место в рассказах о чудесах ‘А. ар-Р.-дж. занимают вещие сны. Из других его сверхъестественных «деяний» представляет интерес сообщение о центнере дефицитного льна, который шайх чудесным образом ниспослал колхозникам.
Основным источником для реконструкции биографии ‘А. ар-Р.-дж. служит книга, опубликованная в 2003 г. одним из его муридов, шайхом Камар ад-дином Дарвози в соавторстве с профессором Душанбинского университета М. Бадалипуром. Написанное в открыто апологетической манере, это агиографическое сочинение излагает постулаты и накшбандийи на основе несколько эклектического соединения средневековых трудов по исламскому гнозису и современных исследований иранских историков. Книга включает краткую биографию шайха, а также разделы, посвященные изучению его роли в пропаганде учения накшбандийи в Средней Азии и воспоминаниям о деятельности ‘А. ар-Р.-дж. как суфийского предводителя, проявлениям его «святости» (валиги) с рассказами о трудах шайха днем и ночью, а также о совершенных им «чудесах». Заключительная глава посвящена потомкам ‘А. ар-Р.-дж., в первую очередь его сыну, ишану ‘Абд ал-Ваджиду (род. в 1962 г. в Кандаке), которого агиографы шайха называют истинным преемником ‘А. ар-Р.-дж. и главой одной из важнейших ветвей накшбандийи в современном Таджикистане.
В настоящее время суфийскую традицию ‘А. ар-Р.-дж. продолжают некоторые из его семи сыновей, занимающиеся распространением мистического учения накшбандийи. Старший из них, ишан ‘Абд ал-Куддус (род. в 1951 г.) служит сар-хатибом мечети Джум-Теппа Района Рудаки (бывш. Ленинский). Второй сын, ишан ‘Абд ал-Хашир (род. в 1953 г.) преподает коранические науки в Исламском университете им. Имама Тирмизи в Душанбе. Пятый сын, ишан ‘Абд ал-Басир (род. в 1962 г.) служит имам-хатибом мечети Шах-Мансура в Душанбе. Второй после ишана ‘Абд ал-Куддуса серьезный претендент на преемника покойного шайха – его четвертый сын, ишан ‘Абд ал-Ваджид, – признанный мусульманский ученый (‘алим) и продолжатель духовной генеалогии учения (тарика) своего отца. После смерти последнего он остался жить в Кал‘а-йи Нау, где претендует на руководство многочисленными муридами. Пройдя с отцом основы традиционных исламских дисциплин, «от [арабского] алфавита до Мухтасара», он продолжил образование у известных таджикских и среднеазиатских мударрисов. С дамуллой Имам ад-дином хваджа-Масчахи изучал «Шарх-и мухтасар ал-викайа»; с дамуллой Имам ад-дином Таджикабади – арабскую грамматику и синтаксис по «ал-Кафийи» Ибн ал-Хаджиба, а также ряд других предметов; с дамуллой Кифайат Аллахом Таджикабади и с ишаном ‘Абд ал-Басиром – круг высших дисциплин традиционного исламского знания.
Лит-ра: Шайх Қамариддин Дарвози, Mирзоҳусайн Бадалипур. Абдураҳмонҷон ибни Эшони Порсохоҷа. Душанбе, 2003; полевые материалы автора, включая интервью с Махдумом Султаном Шингиличи и Махдумом Бурхан ад-дином Таджикабади в Хасанабаде 29.07.2004.