ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).
ал-Джанзи, ‘Умар б. ‘Усман б. ал-Хусайн Абу Хафс (середина 80-х гг. XI в. — 1155) — знаток хадисов, словесник (адиб), комментатор Корана. Родился в столице Аррана — Гандже/Гяндже (араб. Джанза, в совр. Азербайджане).
ал-ДЖУНАЙД, Абӯ-л-К̣а̄сим ал-Джунайд б. Мух̣аммад ал-К̣аварӣрӣ ал-Х̱азза̄з ал-Багда̄дӣ (ум. в 910 г.) — родоначальник одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме — рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа.
ал-ӢДЖӢ, ‘Ад̣ӯд ад-дӣн ‘Абд ар-Рах̣ма̄н б. Ах̣мад (ок. 1281 —1355) — представитель позднего калама, автор труда Мавакиф фи ‘илм ал-калам, который на протяжении столетий служил одним из основных пособий по каламу и неоднократно комментировался, в том числе ал-Джурджани.
ал-К̣А̄ША̄НӢ (или ал-К̣а̄шӣ), Кама̄л ад-дӣн ‘Абд ар-Разза̄к̣ б. Ах̣мад (ум. в 1329 г.) — крупный позднесуфийский мыслитель и комментатор. Сведения о его жизни крайне скудны. Уроженец и житель Кашана, ал-К. был учеником некоего Нур ад-дина ‘Абд ас-Самада, ревностным поклонником Ибн ‘Араби и его доктрины вахдат ал-вуджуд.
ал-КАЛА̄БА̄ДӢ (или ал-Кала̄ба̄зӣ), Абӯ Бакр Мухаммад б. Исха̄к ал-Бух̱а̄рӣ (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних систематических трудов по мистицизму на арабском языке. Из написанных им пяти или шести сочинений до нас дошли два: краткий и невыразительный комментарий этического характера на некоторые