Lorem ipsum dolor sit amet.

All Categories

БАХАИЗМ
БАХАИЗМ (бехаизм) – возникшая в 19 в. в лоне шиитского ислама секта, фактически представляющая собой новую религию и отличающаяся межконфессиональным пацифизмом и экуменизмом. Бахаизм насчитывает более 5 млн приверженцев, значительные общины которых имеются на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии, России. Всемирный центр находится в
Подробнее
УТВЕРЖДЕННОСТЬ (араб. с̱убӯт, также с̱аба̄т) – в средневековой арабо-мусульманской философии фундаментальное понятие учения о вещи, модусах ее наличия и ее постижении. Понятие утвержденности выражает возможность говорить о вещи как таковой, независимо от ее существования и несуществования, не мысля в ней, т.о., никаких содержательных характеристик. Понятие утвержденности тесно связано, с одной
Подробнее
Важнейшими понятиями, выражающими сущность вещи, служат хувиййа («оность»), з̱а̄т («самость»), ма̄хиййа (также ма̄̕ийӣа – «чтойность»), х̣ак̣ӣк̣а («истинность»), ʻайн («воплощенность»).
Подробнее
Наиболее общим термином для понятия «существование» служит «вуджӯд», употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное «кавн» в каламе получает коннотацию «возникновение», что вместе с тем не отождествляет его с «х̣удӯс̱», служившим собственным термином для обозначения понятия «возникновение».
Подробнее
ЯВНОЕ (араб. з̣а̄хир) – фундаментальное понятие арабо-мусульманской философии, употребляется в паре с понятием «скрытое» (ба̄т̣ин). Модель «явное–скрытое» служит общетеоретической парадигмой. Явное и скрытое могут быть различаемы в области и вербального, и реального. Для слова явным служит его звуковая или графическая оболочка, скрытым – смысл, для вещей явное представлено воспринимаемыми качествами
Подробнее
Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином «‘унс̣ур» (элемент), наряду с которым использовались «’ас̣л» (основа) и «рукн» (столп), получившие в некоторых философских направлениях особое содержание. Понятие «стихия» выражено термином «’устук̣ус̣с̣» – транскрипцией греческого στοιχεῖα либо, реже, калькой х̣арф (буква), которое в таком случае трактовалось в более широком
Подробнее
СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджӯд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее).
Подробнее
Совершенный человек
Совершенный человек – одно из важнейших понятий в онтологии и антропологии мусульманского мистицизма, а также в концепциях имамата и близости к Богу (вилайат) в иснаʻашаритском и исмаилитском шиизме.
Подробнее
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (ба̄т̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного.
Подробнее
Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во-первых, через самостоятельность и, во-вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось разногласие по поводу того, может ли существовать субстанция вовсе без акциденций.
Подробнее