Lorem ipsum dolor sit amet.

All Categories

Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином «‘унс̣ур» (элемент), наряду с которым использовались «’ас̣л» (основа) и «рукн» (столп), получившие в некоторых философских направлениях особое содержание. Понятие «стихия» выражено термином «’устук̣ус̣с̣» – транскрипцией греческого στοιχεῖα либо, реже, калькой х̣арф (буква), которое в таком случае трактовалось в более широком
Подробнее
СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджӯд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее).
Подробнее
Совершенный человек
Совершенный человек – одно из важнейших понятий в онтологии и антропологии мусульманского мистицизма, а также в концепциях имамата и близости к Богу (вилайат) в иснаʻашаритском и исмаилитском шиизме.
Подробнее
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (ба̄т̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного.
Подробнее
Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во-первых, через самостоятельность и, во-вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось разногласие по поводу того, может ли существовать субстанция вовсе без акциденций.
Подробнее
Понятие совершенства выражается терминами «кама̄л», «там а̄м», «там а̄миййа» (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает ущербность (нак̣с̣, нук̣с̣а̄н).
Подробнее
СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде
Подробнее
РЯД (араб. силсила) – понятие, использовавшееся в классической арабо-мусульманской философии при обсуждении вопросов упорядоченности сущего, возможности его существования, причинности. Понятие ряда связано с понятиями конечности, бесконечности, предела (ниха̄йа), совокупности (джумла, кулл, джамӣ‘).
Подробнее
ПРОЯВЛЕНИЕ (араб. таджаллин) – одно из центральных понятий философии суфизма, связанное с пониманием смыслов вещей не как дискретных, а как образующих континуальное поле.
Подробнее
Различаются два типа противоположности, нак̣ӣд̣ и д̣идд. Первая – противоположность между вещью и ее отсутствием, т.е. абсолютным отрицанием типа «не-А», неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами ‘адам (для отглагольных существительных – масдаров) и ла̄- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая –
Подробнее