ал-‘АББА̄СӢЙӮН (или Банӯ ал-‘Абба̄с) — Аббасиды, вторая династия халифов (749—1258), прямых потомков ал-‘Аббаса б. ‘Абд ал-Мутталиба б. Хашима (ум. в 653 г.), дяди пророка Мухаммада, который хотя и поздно принял ислам, но будто бы помогал племяннику.
Эта ветвь хашимитов, состоявшая по мужской линии в такой же степени родства с Мухаммадом, что и Алиды, до начала VIII в. не претендовала на верховную власть в общине. Сын ал-‘Аббаса, ‘Абдаллах (ум. в 686 г.), командовал одной из частей войска ‘Али в сражении при Сиффине, но после смерти последнего был лоялен к Омейядам. Сын ‘Абдаллаха, ‘Али, был в добрых отношениях с халифом ‘Абд ал-Маликом. Поэтому неожиданным кажется включение сына ‘Али, Мухаммада, в антиомейядскую деятельность в конце правления Сулаймана или в начале правления ‘Умара II (ок. 717 г.). В мусульманской историографии причиной считается передача ему имамата Алидом Абу Хашимом ‘Абдаллахом б. ал-Ханафией. Как бы ни были тенденциозны эти сведения, нет сомнения, что Мухаммад б. ‘Али унаследовал вполне реальную тайную организацию, которую использовал для борьбы с Омейядами и установления власти своего рода. Причиной же, побудившей его принять завещание Абу Хашима, видимо, было оскорбление, нанесенное его отцу халифом ал-Валидом.
Организация Аббасидов была тщательно законспирирована: руководящий центр находился в Куфе (до 747 г. его возглавлял Букайр б. Махан, а затем — Абу Салама ал-Халлал), только самые доверенные лица встречались с имамом, да и то обычно в Мекке во время хаджжа. Пропаганда велась в пользу безымянного «угодного [Аллаху]» (ар-рида) имама из рода Пророка. Расплывчатый благочестивый лозунг «следовать Корану и сунне Пророка» обеспечивал движению поддержку разнообразных кругов мусульманской оппозиции Омейядам. Мухаммад б. ‘Али решительно удерживал своих сторонников от преждевременных выступлений до благоприятного момента.
Основным объектом пропаганды был избран Хорасан, где было много оппозиционных сил, а ситуация меньше контролировалась центральными властями. Первые эмиссары были посланы туда в 718-19 г., но успех обозначился только после смерти халифа Хишама (743 г.) во время междоусобиц среди Омейядов и обострения в Хорасане распрей между группировками северных и южных арабов, усугублявшихся борьбой с хариджитами. В марте 747 г. сын Мухаммада б. ‘Али (ум. в 743 г.), Ибрахим, послал туда подготовить восстание своего личного представителя Абу Муслима, который сумел, маневрируя между враждующими группировками, изолировать наместника Хорасана и вступил в начале 748 г. в Мерв.
Только после того как восставшие заняли весь Западный Хорасан и дошли до Рея, халиф Марван II понял серьезность положения. Ему удалось выявить главу движения, Ибрахим был арестован и заточен в Харране (Северная Сирия), а затем, скорее всего после победы Аббасидов при Нехавенде, открывшей дорогу на Ирак (26 июня 749 г.), был отравлен. Руководство перешло к его брату, Абу-л-‘Аббасу ‘Абдаллаху. 29 августа 749 г. аббасидская армия вступила в Куфу, а в октябре туда тайно прибыл Абу-л-‘Аббас со всей семьей. Почти полтора месяца руководитель аббасидского движения Абу Салама скрывал прибытие Абу-л- ‘Аббаса, намереваясь договориться с шиитскими лидерами и передать им власть, но, когда предполагавшиеся претенденты отказались от предложений Абу Саламы, а прибытие имама Аббасидов стало многим известно, Абу-л-‘Аббас явился народу в соборной мечети и произнес программную речь (28 ноября 749 г.). Присутствовавшие присягнули ему.
Этот день можно считать датой утверждения новой династии, хотя Марван II продолжал править западной частью Халифата еще полгода. Абу-л-‘Аббас назвал себя в этой речи «щедрым» (или «прощающим грехи») — ас-саффах, и этот эпитет стал своеобразным именем, которое впоследствии принимали и другие халифы (объяснение термина ас-саффах как «проливающий [кровь]» представляется сомнительным).
Аббасиды пришли к власти на волне шиитской пропаганды в пользу «дома Пророка», но вели при этом двойную игру: внешне они действовали в пользу Алидов, втайне —в собственных интересах. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, спаслись лишь единицы, в частности внуку халифа Хишама, ‘Абд ар-Рахману, удалось бежать в Магриб и основать в Андалусии новую династию омейядских государей, которые в 929 г. вновь объявили себя халифами. Важнейшим следствием государственного переворота были утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения, что привело к быстрой исламизации Ирана и Средней Азии и усилению роли иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата.
Едва укрепившись, Аббасиды расправились со слишком могущественными вождями движения: сначала с помощью Абу Муслима был убит Абу Салама (750 г.), а затем и сам Абу Муслим (755 г.). Религиозно-политические убеждения самих Аббасидов в период борьбы за власть неясны. Для обоснования законности своей власти они использовали представления различных групп шиитов, среди которых были веровавшие в исключительное право Аббасидов на имамат (равандиты), но сами, кажется, не разделяли представлений об имамате как об особом от рождения праве на власть в общине, т. к. в программной речи ас-Саффаха признавалась законность власти первых халифов, что несовместимо с учением об имамате как о божественном решении, не зависящем от воли общины. Во всяком случае, ал-Мансур преследовал (758—759) равандитов, приписывавших ему сверхъестественные способности. Некоторые источники говорят, что ал-Махди (775—785) объявил об исключительных правах Аббасидов на имамат по праву рождения, а не по завещанию, и что все халифы до Аббасидов — узурпаторы. Однако, судя по подавляющему большинству источников, узурпаторами считались только Омейяды, да и то отношение к ним Аббасидов в IX-X вв. было терпимее, чем отношение шиитов. Первые Аббасиды, подавляя воинствующие течения шиитов, стремились находить общий язык с умеренными. В 817 г. ал-Ма’мун (813—833) даже объявил наследником своего зятя, 8-го шиитского имама ‘Али б. Мусу ар-Рида, и чеканил монету с его именем, но это вызвало волнения суннитов в Багдаде и других местах. После неожиданной кончины ар-Рида (вряд ли случайной) этот акт был бесповоротно забыт. Принято считать проявлением сближения с шиитами объявление ал-Ма’муном учения му‘тазилитов каноническим (827 г.), но это учение трудно признать чисто шиитским. В 850—851 гг. ал-Мутаваккил отменил этот указ, стал преследовать за учение о сотворенности Корана и уничтожил некоторые шиитские святыни, одновременно в благочестивом рвении он ужесточил ограничения для ахл аз-зимма.
К X в. Аббасиды утратили политическую власть над значительной частью своих владений, но суннитские государи продолжали признавать их религиозный сюзеренитет и приезжали к ним за инвеститурой. В середине X в. с приходом Буидов Аббасиды лишились остатков своих владений, некоторое время даже были лишены собственных поместий и получали лишь содержание, но и тогда шииты Буиды не решились лишить их сана халифов в пользу кого-либо из шиитов. Восстановление политической власти Аббасидов в первой половине XI в. шло параллельно со сложением суннитского «правоверия» и усилением догматизма. Ярким примером этого является провозглашение официального символа веры при ан-Надире в 1041-42 г. Во второй половине XI в. восстанавливается государство Аббасидов на части территории Ирака.
В борьбе ислама с крестоносцами Аббасиды не играли организующей роли.
После уничтожения халифата монголами в 1258 г. мамлюкские правители Египта и Сирии сочли необходимым для придания авторитета своей власти найти потомка Аббасидов и признать его халифом, а себя — его вассалами. В 1368 г. пресеклась и эта ветвь Аббасидов.
В сознании мусульманских народов Аббасиды — символ мусульманской общности. При них завершилось создание Арабского халифата—крупнейшей после империи Александра Македонского восточной державы. Эпоха Аббасидов — период расцвета мусульманской государственности и культуры.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 28 — 46 , 90 — 93, 134—136, 146—148; Аноним; J. Wellhausen. Das arabische Reich und sein Sturz. B., 1902; R. Hartmann. Zur Vorgeschichte des Abbasidischen Schein-Chalifates von Cairo.— AAWB. 1947, 9; Cl. Cahen. Points de vue sur «révolution Abbaside.— RH. 1963, 230, 295 — 338, PMHM, 105—160; M. A. Shaban. The Abbasid revolution. Oxf., 1970; F. Omar. ‘A’bbasiyyat: Studies in the history of early ‘Abbasids. Baghdad, 1976; J. Lassner. The Shaping of ‘Abbasid rule. Princeton, 1980; B. Lewis. ‘Abbasids.— EI, NE, 1, 15—23.
О.Г.Большаков