А̄ДАМ (библ. Адам) — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (халифа) на земле. Адама называют также («отец человечества»). Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами, которым было приказано пасть перед человеком ниц. Ангел по имени Иблис отказался и был за это низвергнут с небес на землю. Адам жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой. Они имели там все, чего только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить Адама и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха, поели плодов, впервые ощутили свою наготу, которой застыдились, а затем были в наказание низвергнуты на землю, где обречены жить и трудиться они и их потомки (К. 2:30/28—38/36; 7:10/9—25/24; 15:26—36; 17:61/63; 18:50/48; 20:115/114—124). В суре 7, после упоминания об истории Адама, рефреном «О сыны Адама» вводится призыв веровать в Аллаха, не поддаваться козням сатаны, как им поддался Адам, не оправдывать свои нечестные поступки и неверие тем, что так якобы вели себя предки.
Послекораническое предание повествует о том, как ангелы добывали из разных мест глину, из которой был сотворен Адам; там появляется история Хаввы, жены Адама, лишь вскользь упомянутой в Коране; подробно рассказано о ее сотворении и падении, о том, как Иблис соблазнил ее с помощью проникшего в рай змея на четырех ногах. Обсуждается вопрос, каким было запретное райское дерево и листьями какого дерева Адам и его жена прикрывали свою наготу. Утверждается, что после смерти Адам вознесен на небеса и пребудет там до дня Суда. Особое внимание вызывали указания Корана о том, что Аллах сохранил свое покровительство Адаму и его потомкам, даровал ему прощение (2:38/36; 20:115/114, 123/121 —122). Этот мотив был созвучен одной из главных проблем мусульманского богословия — проблеме предопределения. Согласно преданию, Адам получил прощение Аллаха потому, что его грех был богом заранее предопределен. Адам стал в мусульманском предании и первым в цепи пророков, завершаемой Мухаммадом, хотя оставалось спорным, может ли он претендовать на право называться обоими терминами — наби и расул. У мистиков Адам стал воплощением божественной сути человека, ибо Аллах вдохнул в него собственную душу.
Особая черта мусульманских преданий об Адаме— его связь с Аравией и мусульманскими святынями. Согласно преданию, глина для тела Адама бралась из Мекки и Йемена; низвергнутый на землю на Цейлоне, Адам добрался до Адена, а затем встретился со сброшенной в районе Джидды, около горы ‘Арафат у Мекки, Хаввой. Адам ниспослан из рая «черный камень», и он построил первое здание ал-Ка‘бы. Адам говорил на многих языках, но в раю — по-арабски. Он был похоронен в Мекке, и его могилой отмечен центр мира; после потопа тело Адама было перенесено в Иерусалим.
Образ Адама в Коране восходит своими корнями к библейскому рассказу и древневосточной мифологии. Однако непосредственной основой для него послужили предания; известные в Аравии VI—VII вв. Доисламские арабские поэты упоминают имена Адама и Хаввы, знают их историю. Образ Адама, распространенный в Аравии, имел явную христианскую окраску, что отразилось в Коране, где Адам сравнивается с ‘Исой (Иисусом) (3:59/52). Развитием тех же тенденций можно считать последующие представления о его особой связи с Мухаммадом, о его прощении, о его пророческом достоинстве. См. Хавва.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 86—152; он же. Тафсир, 1, 153—196, 8, 93 — 108, 14, 21—23, 16, 160—163; ас-Са’лаби. Кисас, 14 —28; ал-Байдави. Тафсир, 1, 49—54, 319—322, 500—501, 607—608; Horovitz. Untersuchungen, 85; Speyer. Erzählungen, 41 — 84; E. Beck. Iblis und Mensch, Satan und Adam: Der Werdegang einer koranischen Erzählung.— Le Muséon. Louvain, 1976, 89/1—2, 195— 244; Beltz. Sehnsucht, 53—64; M. Seligson. Adam.— EI, 1, 134—135; J. Pedersen. Adam.—EI, NE, 1, 181 — 183.
М.Б. Пиотровский