ад-ДУРӮЗӢЙА — друзы, члены этноконфессиональной мусульманской общины, выделившейся в начале X в. из среды «крайних» шиитов. Эпоним друзов — Мухаммад (Наштакин) ад-Дарази (ум. ок. 1019 г.), которого сами друзы считают «отступником», предпочитая именоваться ал-муваххидун («исповедующие единобожие»). Учение друзов возникло в Египте при фатимидском халифе ал-Хакиме (правил в 996—1021 гг.), который объявил себя конечным воплощением божества. После исчезновения ал-Хакима вера в его грядущее пришествие распространилась в горах Антиливана и Ливана, где и сложилась община друзов. В начале XVIII в. часть друзов переселилась в Западную Сирию.
Для социальной организации друзов характерны замкнутость, строгая эндогамия с тенденцией к ортокузенным бракам, единобрачие. Традиционные родословия разделяют друзов на потомков ‘Аднана и Кахтана. Разработку доктрины друзов, основанной на исма‘илизме, начал Хамза б. ‘Али (ум. после 1042 г.) и в основном завершил Джамал ад-дин ‘Абдаллах ат-Танухи (1417—1479). Друзы верят, что суннитский и шиитский ислам лишь подготовил почву для таухида; в земных событиях и исторических личностях отражаются «высшие космические принципы»; души умерших друзов переселяются в тела рождающихся (танасух), а так как число душ постоянно, прием новых членов в, общину невозможен. Существует несколько степеней посвящения: основная масса друзов, включая часть светской знати, относится к джуххал («неведающие»), духовное руководство — к ‘уккал («вразумленные»), высшие из них — к аджавид («совершенные»), глава которых — шайх ал-‘акл. Посвящаются лица обоего пола. Догматическая литература и уединенные культовые сооружения (халват-«уединение», «келья») доступны лишь посвященным. Непосвященные допускаются в специальные места собрания (маджлис), где по четвергам после захода солнца совершаются молебны. На друзов не распространяются мусульманские пищевые запреты.
Большинство друзов — земледельцы (меньше заняты в торговле и ремеслах). Проживают в Ливане (районы Шуф, Метн, Алей и др.), в Сирии (Джебель Друз, Хауран, Дамаск, Северная Сирия), Израиле (Верхняя и Западная Галилея, район горы Кармель), небольшое число друзов есть в Иордании (Амман, Зарка).
В средние века и в новое время светская знать друзов контролировала многие районы Горного Ливана. Наиболее влиятельный правитель друзов — эмир Фахр ад-дин II Ма‘н, правил в 1590—1633 гг. В 40—60-х годах XIX в. социальные противоречия между друзской знатью и крестьянами-маронитами переросли в ожесточенные вооруженные столкновения. Друзы участвовали в движениях против османских властей, против французского мандата над Сирией и Ливаном (1920—1943). В настоящее время в рядах ливанских национально-патриотических сил (особенно в составе Прогрессивно-социалистической партии) друзы активно выступают за социальное переустройство Ливана.
Лит-ра: С. Н. Макар им. Адва’ ‘ала маслак ат-таухид (ад-дурузийа). Бейрут, 1966; Л. Silvestre de Sacy. Exposé de la religion des druzes. 1—2. P., 1838; N. Bouron. Les Druzes: Histoire du Liban et de la Montagne Haouranaise. P.. 1930; Sami Nasib Makarem. The Druze Faith. N.Y., 1974; M. H. S. Hodgson, M. T. Gökbilgin. Les Druzes.—EI, NE, 2, 646—653.
М.А.Родионов