Азимовская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры конца XIX в. периода эклектизма. Кирпичное здание мечети сооружено в 1887-1890 гг. на средства купца и промышленника М.Азимова на месте старой деревянной мечети, построенной в начале XIX в. А. М. — одна из лучших по архитектуре мечетей Казани. Она относится к типу двухзальных мечетей с торцовым расположением минарета с северной стороны. По условиям ориентации михраба на Мекку мечеть поставлена по диагонали углового участка на пересечении улиц. Размещение треугольного в плане вестибюля между залами и минаретом позволило организовать входы в мечеть с улицы и со двора. Здание мечети — прямоугольное в плане, с закругленными углами под пологой четырехскатной крышей, с пятигранным выступом михраба на южной стене и пристроенным к вестибюльному объему с северной стороны стройным трехъярусным минаретом под изящным ребристым шатром. В освещенный цокольный этаж с двумя рядами колонн в помещениях под молельными залами ведет вход со двора. В настоящее время там размещены зал для женщин и вспомогательные помещения. Первоначально цокольный этаж использовался для служебно-складских целей. Входные двери в мечеть размещены в нишах со стрельчатоподковообразным арочным завершением с ажурными витражами в тимпанах. Они акцентированы прямоугольными порталами с каннелированными полуколоннами на резных базах и завершены декоративными плукуполочками с позолоченными полумесяцами. Вестибюльный объем покрыт скатной крышей и увенчан декоративным восьмигранным барабаном под куполом с полумесяцем. Вестибюль и восьмигранное основание минарета освещены узкими высокими окнами с трехлопастным арочным завершением, прорезающим карнизы, и подчеркнуты тонкопрофилированным, сильно выступающим сандриком аналогичной формы. Через многоскатное основание со своеобразной профилированной базой двенадцатигранный, утончающийся кверху ствол минарета переходит к восьмигранному первому ярусу. Пышный «сталактитовый» карниз несет круглый балкон вокруг светового цилиндрической формы фонаря азанчи. По сторонам света он прорезан узкими трехлопастными арочными окнами и завершен карнизом меньшего выноса. Шатер с пологим конусовидным изломом в основании поставлен на высокий глухой цилиндрический барабан и завершен нанизанными на шпиль разновеликими шарами под полумесяцем. Винтовая лестница в стволе минарета освещена щелевидными окнами с трехлопастными сандриками на резных консольках и подоконными карнизами. Ребра ствола минарета выделены узкими лопатками и завершены консольками, несущими трехлопастную аркатуру в завершении граней. Белокаменные тонкопрофилированные с богатой резьбой «сталактитовые» карнизы, кессоны, филенки в форме «сельджукской цепи» составляют великолепное декоративное убранство фасадов мечети. Анфиладно связанные залы освещены 8 парами высоких с подковообразным завершением окон с широким архивольтом на двух пилястрах. В подковообразную арку окна вставлена многолепестковая розетка с разноцветными стеклами. Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят в интерьере на просвет. Первый зал с филенчатым прямоугольным плафоном, с центральной и угловыми розетками на потолке через широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связан с основным молельным залом. Его прекрасно выверенные пропорции, оптимальная высота и великолепное оформление интерьера создают ощущение торжественности и возвышенности. Четыре стройные колонны, поддерживающие продольные балки плоского перекрытия, организуют центральный проход к михрабу. Глубокая михрабная ниша богато украшена. По сторонам окна в поле филенок с многолопастным завершением вырезаны и позолочены изречения из Корана. Боковые стены покрыты сплошным растительно-орнаментальным ковром в технике резьбы по камню. Межбалочные плоскости потолка оформлены ленточными плафонами с рельефной лепниной геометрического характера, выделенными золотисто-белым сочетанием цветов на голубом фоне. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточномусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров.
С 1849 по 1888 г. имамом-хатибом А. М. служил А.Абдулгафаров (‘Абд ал-Гаффар), сумевший организовать в приходе религиозную школу, известную как Мадраса Гаффарийа. По характеру обучения она была старометодной, с небольшим (по казанским меркам) числом учащихся (60 шакирдов). Специально для этой школы в ограде мечети был построен (в 1871 г.) одноэтажный кирпичный дом, перестроенный позже в ныне существующее двухэтажное полукаменное здание Мадраса.
Лит-ра: Халитов. Архитектура мечетей, 142— 147; Салихову Хайрутдинов. Памятники, 136- 138.
Х.Г.Надырова