А̄ЙАТАЛЛА̄Х («знамение Аллаха», «чудо Аллаха»; перс. аятолла), айаталлах ал-‘узма («величайший аятолла»; перс. —аятоллах оль-озма) — самые почетные звания шиитских муджтахидов, имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам фикха. Термин айаталлах употребляется в этом значении со второй половины XIX в., но широко стал применяться с 40-х годов нашего столетия; возможно, использовано словосочетание, встречающееся в своем исходном значении («чудо, совершенное Аллахом») в сочинениях ал-Газали.
Обычно титул айаталлах применяется к муджтахидам, пользующимся особым авторитетом не только среди своих сторонников, но и у других муджтахидов. Лица, носящие титул айаталлах, имеются в шиитских общинах ряда мусульманских стран. Больше всего этот титул распространен в Иране, где во время исламской революции насчитывалось около 30 аятолл, но впоследствии их число уменьшилось. Глава иранского режима Хомейни (ал-Хумайни) сделал своей прерогативой право присвоения высоких духовных званий (преимущественно худжжат ал-ислам) и лишения их, хотя это противоречит шиитским традициям, требующим принятия коллективного решения религиозного руководства.
В числе первых титула айаталлах ал-‘узма был удостоен один из последних «наместников имама» на земле (на’иб ал-имам) и «источников, подражания» (марджа‘ ат-таклид) — Хусайн Буруджирди (ум. в 1961 г.). В настоящее время в шиитской общине Ирана два ведущих авторитета с титулом айаталлах ал-‘узма: саййид Рухаллах ал-Мусави ал-Хумайни (Хомейни) [ум. в 1989 г.] (резиденция в Тегеране) и Хусайн-‘Али Мунтазири (резиденция в Куме).
Лит-ра: Дорошенко. Духовенство; Michael М. J. Fischer. Iran: From Religious Dispute to Revolution. Cambridge, Mass, and London, 1980.
В.В.Кушев