‘АК̣Д (синонимы иджа̄б, к̣абӯл, к̣убӯл, сӣг̣а) — договор, соглашение. Нормы ‘акд в исламе восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране ‘акд — это договор, скрепленный клятвой. В фикхе ‘акд — дву-или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, предметом которых могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые распространяются права договаривающихся сторон. Единой теории договорных отношений в исламе выработано не было, так что виды и формы договоров и их гарантий в истолковании различных групп правоведов и отдельных факихов не совпадают. Однако большинство из них объединяет ‘акд в четыре большие группы: ‘акд о власти, опеке, защите, покровительстве и т. п.; ‘акд о полной передаче права на владение чем-либо путем продажи, дарения, наследования, уступки и т. п.; ‘акд о временной передаче права на что-либо путем аренды, поручения, представительства, хранения, залога и т. п.; ‘акд о сотрудничестве, деловом поручении, деловом товариществе и т. п.
Право на ‘акд признается за любым — дееспособным человеком независимо от общественного положения и религиозной принадлежности. Но, по мнению многих факихов, ‘акд невозможен между мусульманами и иноверцами в тех случаях, когда необходимы взаимные клятвенные гарантии. Другие же считают это допустимым, но процедура ‘акд должна быть особой. В ограниченных пределах право на ‘акд признается за несовершеннолетними и невменяемыми (например, дарение с благотворительной целью). При заключении ‘А. стороны должны быть полностью осведомлены о его условиях и о гарантиях на случай нарушения этих условий. Процедура оформления ‘акд зависит от местных обычаев (‘урф, ‘адат) и от конкретных обстоятельств. ‘Акд может быть заключен задним числом, если какое-либо лицо действует так, как будто ‘акд уже заключен, а возражений на это нет (опека, передача, аренда и др.). Одностороннее обязательство (пожертвование, надзор и др.), по мнению одних, рассматривается как договор с богом; т. е. обет, по мнению других — как договор со всей общиной, и тогда в качестве представителя другой стороны может выступать кади или любой свидетель (шахид). Присутствие третьего лица при заключении ‘акд обязательно, если предмет договора важен или необычен или если один из партнеров ненадежен (фасик). ‘Акд считается действительным (сахих), если все необходимые условия соблюдены, т. е. партнеры дееспособны, предмет соглашения ясен, обязательства оговорены. Если какие-то из них нарушены, например в случае ошибки или неосведомленности, то ‘акд считается недействительным (фасид), но может стать действительным после устранения нарушений. Если же какого-то из условий вообще не было, например в случае обмана, принуждения и других злоупотреблений, то ‘акд признается недействительным полностью (батил). Если стороны сами не могут прийти к соглашению о возмещении ущерба, любая из них может обратиться в суд. В случае злостного нарушения условий ‘акд виновные кроме возмещения убытков несут уголовную ответственность.
В современной деловой жизни торговые, финансовые и другие операции часто сохраняют форму традиционных сделок, что особенно важно при оформлении кредитно-закладных и ссудных операций. В быту подавляющее большинство сделок, договоров и соглашений оформляется как ‘акд.
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 3—23; ал-Газали. Ихйа’, 2, 51—59; Mahmasani. Transaction, 179—202; Schacht. Introduction, 144—150; A. Udovitch. Partnership and Profit in Medieval Islam. Princeton, New Jersey, 1970; Ch. Chehata. ‘Akd.— El, NE, 1, 318—320.
А.С.Боголюбов