ал-Алмали ал-Ширвани ал-Дагистани, Махмуд б. Мухаммад б. Садик б. Мустафа (1810-11–1877) — шайх суфийского братства накшбандийа-халидийа и эпоним его дагестанской ветви махмудийа. Ал-А. родился в мугальском сел. Алмало Джарского союза общин в Алазанской долине, на южном склоне Кавказского хребта (ныне: Кахский р-н Северного Азербайджана). Эта горная область, населенная аварцами, цахурами, мугалами и другими нахско-дагестанскими и тюркскими народами Восточного Кавказа, была завоевана Российской империей в 1803 г. Согласно сборникам биографий шайхов накшбандийи волжского татарина ар-Рамзи (ум. в 1934 г.) и дагестанца ал-Багини (ум. в 1912 г.), ал-А. получил религиозное образование в родном краю и работал какое-то время секретарём Даниял-бек–султана, правителя находившегося под русским протекторатом Илисуйского султаната в южном Дагестане. Позднее он был сослан российскими властями в г. Пермь, что произошло, вероятно, из-за перехода Даниял-бек–султана в 1844 г. от русских на сторону имама Шамиля. После возвращения из ссылки ал-А. вступил на путь суфизма под руководством шайха Йунуса ал-Лали ал-Чари (ал-Джари, ум. в 1860-61 г.), родом из с. Лалало, расположенного неподалёку от Алмало. Согласно ар-Рамзи, силсила ал-Лали восходила через Ибрахима ал-Кадкашини и, возможно, Йахйа-бека ал-Кадкашини, к шайху ‘Абд Аллаху ал-Арзинджани ал-Макки, «заместителю» (халифá) основателя халидийи — мауланы Халида ал-Багдади (ум. в 1827 г.). В Дагестане на сегодняшний день более распространено мнение ал-Багини, что силсила ал-Ал. шла от ал-Кадкашини через Мухаммада Салиха аш-Ширвани к другому «заместителю» мауланы Халида — Исма‘илу ал-Курдамири из с. Кюрдамир в Алазанской долине (ум. в 1860-61 г. в малоазийском городе Амасья). Шайх ал-Курдамири является важным звеном другой дагестанской линии халидийи, позже вовлечённой в джихад. Есть сведения о том, что помимо названных выше кавказских шайхов халидийи ал-А., находясь в ссылке в Казани, стал учеником некоего шайха Хашима ал-Йамашани и женился на его дочери. Татарские и дагестанские источники не уточняют, к какому братству (тарикат) принадлежал этот шайх. В 1862-63 г. ал-А. возвратился в Алмало, где у него появилось большое количество приверженцев. Какое-то время спустя он переселился вместе с некоторыми из своих муридов (мюридов) в Астрахань, куда, вероятно, был в очередной раз выслан с Кавказа. Там же он умер и похоронен рядом с шайхом Заманом на кладбище пос. Мошаик под Астраханью. Его могила и по сей день почитается как «святое место» (зийарат).
Ал-А. не оставил после себя сочинений. Он утверждал, что через шайхов линии халидийи получал духовные наставления (тарбийа) от пророков Хидра и Мухаммада. Ему приписывают способность творить чудеса (карамат). Ал-А. требовал от своих «заместителей» (халифá), чтобы при исполнении рабиты ученики последних «воссоздавали в своем сердце» не их непосредственных наставников, а исключительно самого ал-А. (похожий приказ отдал в свое время маулана Халид). С целью помочь последователям вызвать в воображении образ шайха некоторые книги ветви махмудийи содержат описания внешности ал-А.
В Волжском регионе линия ал-А. была продолжена по большей части двумя его «заместителями» — шайхом ‘Абд ал-Ваххабом ал-Хаджж-Тархани (ум. в 1899 г.) из Астрахани и шайхом Мухаммадом Закиром ас-Саснави ал-Чистави (Камалов, ум. в 1893 г.), влиятельным имамом, мударрисом и торговцем в г. Чистополе. Кроме них ал-А. назначил ещё восемь халифá из Северного Азербайджана и Южного Дагестана, среди которых были Ахмад ат-Талали (суфийский наставник биографа ал-Багини) и Джибра’ил ал-Цахури ал-Лаки (ум. в 1864-65 г.). Последний сумел распространить силсилу махмудийи на север до центрального Дагестана, где его преемником стал ‘Абд ар-Рахман ал-Ассави (ум. в 1907 г.) из аварского сел. Ассаб. В свою очередь, ал-Ассави был муршидом шайха Хасана ал-Кахи из аварского сел. Кахиб в Аварии (стал жертвой политических репрессий в 1937 или 1938 г.). Кахибский шайх оставил ценное собрание писем и несколько сочинений о махмудийи на арабском языке.
Создаётся впечатление, что махмудийа смогла распространиться в аварских регионах Центрального Дагестана только после разгрома имамата и окончания джихада в 1859 г. При этом необходимо принять во внимание, что два главных политических руководителя джихада — первый имам Гази-Мухаммад (ум. в 1832 г.) и третий имам Шамиль (правил в 1834–1859 гг., ум. в 1871 г.), оба из аварского сел. Гимры в Центральном Дагестане — были связаны с другой ветвью халидийи, восходящей тоже к Исма‘илу ал-Курдамири. Во время джихада она была представлена на Восточном Кавказе в основном шайхом Мухаммадом ал-Йараги (ум. в 1838 г.) и его заместителем (халифá) Джамал ад-дином ал-Гази-Гумуки (ум. в 1866 г.). После завоевания региона русскими эту ветвь представляли шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Сугури (ум. в 1881-82 г.) из аварского сел. Согратль и его последователи. После поражения дагестанцев и чеченцев в джихаде 1877 г. эта ветвь братства подверглась репрессиям со стороны российской администрации Кавказского наместничества.
В отличие от участвовавшей в джихаде дагестанской ветви халидийи, большинство шайхов линии махмудийи держались в стороне от мусульманского сопротивления как во времена Российской империи, так и в советскую эпоху. Другое различие между двумя ветвями братства на Восточном Кавказе касается толкования ими суфийских техник. Хасан ал-Кахи и другие шайхи махмудийи считали, что братство халидийа с его «тихим» зикром должно быть открыто не только опытным муридам, уже освоившим все тонкости шари‘ата, но и прочим последователям тариката вне зависимости от степени их продвижения по суфийскому пути. Практику «громкого» богопоминания (зикр джахр) они связывают с учением братства шазилийа, чью силсилу шайхи махмудийи тоже передают своим муридам. Махмудийа использует «громкий» зикр и другие техники обучения шазилийи для начинающих муридов, которые потом, по мере их продвижения по суфийскому пути, посвящаются в якобы присущую накшбандийи технику «тихого» зикра (зикр хафи) и рабиты. Эти элементы шазилийи были включены в практику махмудийи известным шайхом, правоведом и врачом Сайф Аллахом-кади Башларовым (Сайпула-кади, ум. в 1919 г.) из лакского сел. Ницoвкра. Такое смешение суфийских практик и воззрений братств шазилийа и накшбандийа-халидийа практикуется в Дагестане по сегодняшний день.
Занимая ключевые позиции в ДУМД и прочих мусульманских учреждениях, созданных и официально признанных в постсоветское время, шайхи махмудийи активно сотрудничают с правительством республики в борьбе с исламскими радикалами (в большинстве случаев огульно называемых ваххабитами). Они также контролируют большинство исламских газет и институтов исламского образования.
Лит-ра: Шихаб ад-дин ал-Маржани. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва-Булгар. Т. II. Казань, 1900, 207; ан-Нижгарути. Тарих-и Астархан, 40–46; Мухаммад Мурад ар-Рамзи. Талфик ал-ахбар ва-талких ал-асар. Т. II. Оренбург, 1908; Шу‘айб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджаган ан-накшбандийа. Димашк (Дамаск), 1996; Мактубат Халид Сайф Аллах ила фукара’ ахл Аллах. Димашк (Дамаск), 1998; Хасан Хилми ал-Кахи. Мактубат ал-Кахи ал-мусамма би-васа’ил ал-мурид. Димашк (Дамаск), 1998; B.Abu Manneh. Khalwa and rābita in the Khālidi Suborder // Naqshbandis / Ed. by M.Gaborieau, A.Popovič, Th.Zarcone. Istanbul–Paris, 1990, 298–302; Kemper. Khālidiyya Networks in Daghestan, 41–71; Ш.Ш.Шихалиев. Сайпула-кади // ИТБРИ, вып. 4, 72–73; Vl.Bobrovnikov, A.Navruzov, Sh.Shikhaliev. Islamic Education in Soviet and Post-Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States / Ed. by M.Kemper, R.Motika, S.Reichmuth. N. Y., 2011, 112–114, 126, 136–138, 141–145, 151–156, 158–159.
Михаэль Кемпер