ал-БА̄К̣ИЛЛА̄НӢ, Абӯ Бакр Мух̣аммад б. ат̣-Т̣аййиб (ум. в 1013 г.) — видный представитель аш‘аритского калама. Родился в Басре, большую часть жизни провел в Багдаде, где и умер. Придерживаясь в вопросах фикха маликитского мазхаба, занимал некоторое время (вне Багдада) пост судьи (отсюда его прозвание ал-кади). Калам изучал под руководством аш‘арита Ибн Муджахида (ум. в 980 г.). В 982-83 г. по поручению буидского эмира ‘Адуд ад-даула находился с миссией «дипломатического характера при дворе византийского императора.
Из 52 сочинений ал-Бакиллани сохранились лишь шесть, на основе которых трудно реконструировать его мировоззрение. Проблему божественных атрибутов и божественной сущности ал-Бакиллани решал в духе разработанной му‘тазилитом Абу Хашимом ал-Джубба’и концепции «модусов» (ахвал). Развивая соответствующие идеи ряда му‘тазилитов, в частности ‘Аббада б. Сулаймана (ум. в 844 г.), ал-Бакиллани различал у бога «сущностные атрибуты» (сифат аз-зат, сифат затийа, например знание, жизнь) и «атрибуты действия» (сифат ал-фи‘л, сифат фи‘лийа, например атрибут творца) и объявлял первые вечными, а вторые — возникающими во времени (хадиса). Согласно ал-Бакиллани, все предопределено Аллахом, но только «в целом» (джумлатан), а не «в частностях» (би-т-тафсил).
Соответственно решалась им проблема свободы воли: различая «бытие как таковое» и его конкретные модусы, «основу действия» и его частные проявления (например, движение и его виды — хождение, вставание и т. п.), он утверждал, что бог творит только «бытие», «основу», а человек оформляет бытие, конкретизирует действие и в этом смысле «присваивает» его (касб).
По свидетельству Ибн Халдуна, ал-Бакиллани был первым, кто ввел в аш‘аризм атомистическое учение.
В вопросе об имамате ал-Бакиллани, полемизируя с шиитами и рафидитами, настаивал на выборности (ихтийар) имама (халифа), хотя и считал, что последний должен принадлежать к какой-нибудь (т. е. необязательно алидской) ветви курайшитов, на гласности его выбора, на правомерности существования в одно и то же время только одного имама и необходимости его низложения в случае, когда своими моральными, интеллектуальными или физическими качествами он перестанет соответствовать возложенным на него функциям: (1) защита уммы от внешних врагов; 2) предотвращение несправедливости; 3) надзор за приведением в исполнение налагаемых по закону наказаний; 4) распределение среди мусульман захваченного в ходе завоеваний имущества, см. фай’; 5) обеспечение безопасности хаджжа. Ал-Бакиллани признавал законность имамата четырех «праведных» халифов. Тем не менее он был обвинен в тайной приверженности к учению рафидитов.
Лит-ра: ал-Бакиллани. Ат-Тамхид фи-р-радд ‘ала-л-мулхида ал-му‘аттила ва-р-рафида ва-л-хаваридж ва-л-му‘тазила. Бейрут, 1957; он же. Ал-Инсаф. Каир, 1950; он же. И’джаз ал-Кур’ан. Каир, 1962; Grünebaum. Document; Y. Ibish. Life and Works of al-Baqillani,— ISt. 1965, 4, 227—236; он же. The Political Doctrine of Baqillani. Beirut, 1966; A. Abel. Le chapitre sur l’imamat dans le Tamhid d’al-Baqillani.— Le shi’isme imamite, 55—68; Lambton. States 69—82; J. McCarthy. Al-Baqillani.— EI, NE, 1, 988.
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев