ал-БИСТ̣А̄МӢ, Абӯ Йазӣд (Ба̄йазӣд) Т̣айфӯр б. ‘Ӣса̄ (ум. в 875 г.) — прославленный персидский мистик, эпоним суфийского направления тайфурийа, организационно оформившегося после его смерти, родоначальник одного из основных течений мусульманского мистицизма. Перс родом из г. Бистама (на северо-западе Ирана), его дед был гебром, принявшим ислам, отец принадлежал к тамошней знати. Два брата ал-Бистами — Адам и ‘Али— также стали аскетами. Всю жизнь ал-Бистами провел в Бистаме, где и умер. Лишь несколько раз ал-Бистами на непродолжительное время покидал родной город, когда за свои экстатические речения (шатхийат) был обвинен в неверии. Наставником ал-Бистами в мистицизме считается суфий Абу ‘Али ас-Синди. Он. не знал арабского языка, и. ал-Бистами взялся обучить его айатам, необходимым для молитвы, а тот открыл перед ал-Бистами мир мистики. Решив на основании нисбы Абу ‘Али — ас-Синди, что он происходил из Индии, некоторые исламоведы пришли к выводу, что монизм, который они увидели в идеях ал-Бистами, заимствован им из индуистской системы мистической философии веданты. Однако мы не располагаем сколько-нибудь надежными свидетельствами подобного влияния на ал-Бистами, тем более что его наставник происходил из селения Синд в округе Бистам. После смерти ал-Б. превратился в некий символ суфизма, о чем говорят его прозвание — Султан ал-‘арифин — и определение ал-Джунайда: «Абу Йазйд среди нас подобен Джабра’илу (Гавриилу) среди ангелов».
Для учения ал-Бистами характерны прежде всего экстатический восторг (галаба) и опьянение любовью к богу (сукр), всепоглощающая страсть к которому приведет в конечном счете к слиянию с ним. Опираясь на личный опыт психических состояний, ал-Бистами пришел к заключению, что при абсолютном погружении в размышления о единстве божества может появиться духовное ощущение полного исчезновения собственного «я»: личность исчезает, растворяется в боге, приобретая при этом божественные атрибуты в нем самом. Он дал этому состоянию название фана’ (небытие, исчезновение) и сформулировал такое важное для мусульманского мистицизма состояние, как «ты есть я, я есть ты», т. е. как бы функциональный обмен ролями, когда личность, растворившись, исчезнув в божестве и приобретя его атрибуты, становится божеством, а божество — личностью. Последнее вызывало яростные нападки традиционалистов и обвинение в хулул. Ему же приписывают разработку понятия ми‘радж («вознесение») человеческого духа во время медитаций, также встреченное в штыки богословами. В целом ал-Бистами, разрабатывая отдельные понятия суфизма, не создал своей доктрины, цельной мистико-теологической системы. Пытаясь соединить божественное (лахут) и человеческое (насут), т. е. духовное и материальное начала, он так и не преодолел дуализма. ал-Бистами не оставил после себя трудов. До нас дошло около 500 его изречений. Они были частично зафиксированы лицами из его окружения, а также теми, кто слушал его наставления. В основном же их записал его ученик, племянник и помощник Абу Муса ‘Иса б. Адам, который передал записи, сделанные по-персидски, знаменитому ал-Джунайду. Тот перевел их на арабский язык и снабдил комментариями. Некоторые из его изречений дошли до нас в трудах ас-Сарраджа, ал-Кушайри, ас-Сулами и ал-Худжвири. Однако двое последних заметили, что отдельные суфии приписывают ему сомнительные высказывания с целью подкрепить собственные, противоречащие шари‘ату мысли.
Лит-ра: ас-Сулами. Табакат, 60—67; ал-Худжвири. Кяшф, 132.— 134, 228—234; ‘Аттар. Тазкира, 1, 134—176; Djami. Nafahat, 62—64; Бадави. Шатахат, 37—148; Бертельс. Суфизм, 32—33, 231—278; Nicholson. Enquiry; он же. An early arabic version of the Mi’raj of Abu Yazid al-Bistami.— Islamica. Lpz., 1925, 2, 402—415; A. Arberry. A Bistami legend.— JRAS. 1938, 89—9.1; Massignon. Essai; H Ritter. Die Ausprüche des Bayezid Bistami.—Westöstliche Abhandlungen, Festschrift für Rudolf Tschudi ed. F. Meier. Wiesbaden, 1954; R. G. Zaehner. Hindu and Muslim Mysticism. L., I960; M. Abdur Rabb. The Problem of possible Indian influence on Abu Yazid al-Bistami.— Journal of Pakistan Historical Society. Karachi, 1972, 20/1; H. Ritter. Abu Yazid. al-Bistami.— EI, NE, 1, 162—163.
О.Ф.Акимушкин