ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389). Ал-Г. родился в крупном торговом селении Гидждуван (Гудждуван), расположенном в 6 фарсахах (около 25 км) к северо-востоку от Бухары. Его отец считался авторитетным факихом, носил почетное прозвание ‘Абд ал-Джалил-имам и возводил свое происхождение к имаму Малику б. Анасу (713–795). Ал-Г. умер и похоронен в родном селении.
Приехав в Бухару в возрасте 22 лет специально для того, чтобы встретиться со знаменитым мистиком Абу Йа‘кубом Йусуфом ал-Хамадани (1048–1140), он становится его муридом и впоследствии получает из его рук хирку духовного заместителя в качестве четвертого халифá. Жизнеописанию своего учителя он посвятил трактат Рисала-йи сахабийа (1204 г.).
Заметное влияние на формирование взглядов ал-Г. оказали учение хорасанской школы маламатийа (идти праведным путем, преследуя праведную цель, отрешась от мирского) и концепции движения каландарийа (все время быть в пути как физически, так и духовно, принять добровольную бедность, не жить в обители и т.д.). В нескольких небольших по объему трактатах, традиционно ему приписываемых (в первую очередь, Васийат-нама, посвященном его «духовному сыну» (фарзанд-и ма‘нави) второму его халифá — Авлийа’-йи Кабиру), но, несомненно, подвергнутых определенной обработке последующими поколениями шайхов накшбандийа-хваджаган, ал-Г. сформулировал около 60 положений, которых должен придерживаться истинный мусульманин, занятый мистико-аскетической практикой: обязательное исполнение предписаний шари‘ата, сунны Пророка, искоренение предосудительных «новшеств» в суфизме (тасаввуф), добровольная, но самодостаточная бедность, строгий аскетизм, отказ от мирских утех, обязательное изучение фикха и хадисов и т.д. Он считал предосудительными любые контакты с власть имущими, особенно с военными и правителями. Ал-Г. создал строгий кодекс поведения для своих последователей: сторониться лжесуфиев, отправлять намаз со всей общиной, не стремиться быть имамом или му’аззином, не привлекать к себе внимания, быть незаметным, не быть гарантом в делах, не обращаться в суды, не подписывать купчих и векселей, мало говорить, спать, есть, быть постоянно в духовном уединении, быть аккуратным, следить за своим внешним видом, ни с кем не спорить, ничего не требовать от людей и никому не служить, кроме шайхов, не стремиться к известности и т.д. — и проповедовал идеи фактического безбрачия. Ал-Г. порицал строительство суфийских обителей и неодобрительно относился к совместному проживанию в них; не выступая в принципе против радений с музыкой и танцами (сама’) и признавая их полезность как средства общения, он полагал, однако, что они должны занимать значительно меньшее место в религиозной жизни суфия.
Ал-Г. ввел в практику тихое (про себя молчаливое или мысленное) проговаривание формул поминания Аллаха (зикр-и дил, зикр-и хафи) при задержке дыхания (хабс-и дам, хабс-и нафас), которому его обучил во сне ал-Хидр, указавший, что для освоения новой практики необходимо выполнить следующий урок (сабак): войти в водоем, погрузиться с головой в воду и произнести мысленно либо сердцем трижды формулу шахады. В связи с последним обычно делался вывод, что ал-Хидр в добавление к новой методе проговаривания зикра объяснил ал-Г. принцип вукуф-и ‘адади (осознание числа мысленно отправленной формулы зикра) и что он был увайси. Мистический опыт, приобретенный ал-Г., позволил ему, будучи муридом Йусуфа ал-Хамадани в Бухаре, отказаться от отправления громкого зикра, которого придерживался его муршид. Последний не настаивал, поскольку эта практика была связана с именем покровителя мистиков.
Ал-Г. разработал восемь основных принципов своего духовно-религиозного учения: хуш дар дам («контроль за дыханием», или «осознанность каждого вдоха-выдоха»); назар бар кодам («контроль за каждым шагом»); сафар дар ватан («странствие в вотчине»); халват дар анджуман («уединение в обществе»); йадкард («постоянное поминание»); базгашт («возвращение»); нигахдашт («сохранение бдительности»); йаддашт («осознанное запоминание»). Полтора века спустя Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд, реформировав учение ал-Г., полностью принял эти основные принципы и, добавив к ним еще три, заложил тем самым теоретические основы нового братства — накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган.
До нас дошли следующие сочинения ал-Г.: Рисала-йи тарикат, Рисала-йи сахабийа, Васийат-нама и Зикр-и ‘Абд ал-Халик Гидждувани.
Лит-ра: ал-Гидждувани. Рисала-йи сахабийа / Ба мукаддима ва тасхих-и Са‘ид Нафиси // Фарханг-е Иранзамин. Техран, 1332/1953, 1/1, 70—101; Мухаммад Парса. Фасл ал-хитаб // Рук. СПбФ ИВ РАН, В 3695, л. 976—101а; Са‘даллах Бухари. Маслах ал-‘арифин // Рук. СПбФ ИВ РАН, В 3026, л. 7б; Djami ‘Abd ar-Rahman. The Nafahat al-Ons min Hadarat al-Qods, or the Lives of the Soofis by Mawlana Noor al-Din ‘Abd al-Rahman Jami. Calcutta, 1859, 431–433; Кашифи. Рашахат, 18–27; Фазлаллах б. Рузбихан Хунджи Исфахани. Мака- мат-и хваджа-йи джахан // Рук. ИВ АН РУз № 3844, л. 199а; Мухаммад Дара-Шекух. Сафинат ап-авлийа’ // Рук. СПбФ ИВ РАН, С 521, л. 75а-б; Гулам Сарвар Лахури. Хазинат ал-асфийа’. 2-е изд. I–II. Канпур, 1902, I, 532–534; The Darvishes, or Oriental Spiritualism by John P. Brown / Ed. with an Introduction and Notes by H.A.Rose. L., 1968, 435-436. Жуковский. Развалины, 171–172; В.Вят- кин. Завещание Абду-Халыка Гыдждувани // Туркестанские областные ведомости. Таш., 1898, № 94; А.Мухаммедходжаев. Идеология накшбандизма. Душ., 1991, 26–34, 170–172; Хисматулин. Практика, 13, 29–31, 84–85.
О.Ф.Акимушкин