ал-Джазба — психотехнический термин практического суфизма, означающий «путь божественного привлечения» и существующий наряду с «путем обучения» (ас-сулук). Ал-Дж. не встречается в Коране ни в этой, ни в какой-либо другой из однокоренных форм. Детально этот термин, скорее всего, был разработан в трудах последователей учений братьев ал-Газали: Абу Хамида ал- Газали (1058-1111)— в теоретическом плане и Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.)— в практическом. В первую очередь это касается основателя самостоятельной школы, оформившейся позднее в суфийское братство ас-сухравардийа, Шихаб ад-дина Абу Хафса ‘Умара ас-Сухраварди (1145—1234-35), который, будучи выдающимся практиком, дал в своих сочинениях (‘Авариф ал-ма‘а- риф и др.) обстоятельное толкование многих психотехнических терминов суфизма, так или иначе вошедших потом в обиход различных братств.
По сути, ал-Дж. означает опосредованный (через здравствующего шайха) или прямой (персонифицированным духом) духовный захват (ат-тасарруф) мистика божественным, происходящий благодаря установлению между ними духовной связи (ан-нисба ар-рухийа) во время духовно-вербального общения (ас-сухба, перс. сухбат), при котором он теряет собственную волю (ихтийар), пребывая в неконтролируемом им экстатическом состоянии (хал) и наблюдая (мушахада) откровения (мукашафат) божественного мира.
По степени совершенства мистики подразделяются на привлеченных исключительно божественным (ал-маджзуб ал-муджаррад) и на абсолютно самостоятельно идущих по мистическому пути (ас-салик ал-муджаррад), духовные и практические усилия которых, реализуемые в каждодневных психотехнических упражнениях (зикр, хатм, сама‘ и т.д.), всецело направлены на поступательное движение от стоянки (макам) к стоянке с целью установления духовной связи (ан-нисба ар-рухийа) с божественным (на начальных этапах обучения салика установление такой связи опосредуется через шайха). Однако отдельно обе эти степени постижения мистического знания не являются достаточно высокими, поскольку если в первом случае безвольно привлеченный божественным не будет знать, как достичь того же самого результата самостоятельно и как обучить этому, то и во втором случае не испытавший ал-Дж. не будет наверняка знать, к чему стремиться на своем пути обучения. Поэтому существуют следующие две степени, сочетающие ас-сулук с ал-Дж., и наоборот: для мистиков, идущих путем обучения и непрерывно испытывающих божественное привлечение (ас-салик ал-мутадарик би-л- джазба), и испытавших божественное привлечение и непрерывно идущих по пути обучения (ал-маджзуб ал-мутадарик би-с-су- лук). Последнее сочетание в прохождении мистического Пути считается наиболее совершенным, так как в начале благодаря ал-Дж. мистик видит и познает то, к чему он должен прийти самостоятельными усилиями.
Данный вид сочетания ал-Дж. с ас-сулук получил широкое распространение в практике привлечения учеников шайхами среднеазиатской школы хваджаган, а затем — шайхами братства накшбандийа, которые определили его как «включение окончания [пути] в [его] начало» (индирадж-и нихайат дар бидайат). Этот вариант прохождения мистического Пути давал основание шайхам братства, отражающим божественное, как в зеркале, в своих отполированных сердцах, быть посредниками (васита) в духовной связи и «охотиться» (сайд) на наиболее способных учеников в самых людных местах: на улицах, базарах и т.п. Таким образом в школу и братство были привлечены многие незаурядные личности: Авлийа’ Кабир — шлихом ‘Абд ал-Халиком ал-Гидждувани (ум. в 1220 г.), саййид амир Кулал ас-Сухари (ум. в 1370-71 г.)— Мухаммад-баба Сам-маси (ум. в 1340 г.), ‘Ала ад-дин ‘Аттар (ум. в 1400 г.)— Баха’ ад-дином Накшбандом (1318-1389) и др.
Весьма часто опосредованное через шайха привлечение ученика заканчивалось инициацией (без испытательного срока) последнего уже при первых встречах с шайхом. При этом ученик получал «второе рождение» (виладат-и санийа) и становился «духовным чадом» (фарзанд-и ма‘нави) инициировавшего его.
При прямом привлечении и инициации ангелом, «святым» или духом почившего шлиха ученик именовался увайси, по имени йеменского современника Пророка Увайса ал-Карани, инициированного духом Мухаммада (по одной из версий, после его смерти). Такого рода привлечение и инициация не требуют физической встречи и могут происходить при сколь угодно значительных разрывах в реальном времени между житием инициирующего и инициируемого. Однако увайси не может считаться полноценным мистиком, не пройдя курс обучения у здравствующего шайха.
Типологические черты ал-Дж. можно проследить в вариантах пророческого призвания Мухаммада. Вполне очевидно, что сходные особенности привлечения божественным наличествуют и в других конфессиях.
Лит-pa: ас-Сухраварди. ‘Авариф, 181-216; Кашифи. Рашахат, 91, 283; Акимушкин. Ас-Сухравардийа // ИЭС , 215-216; Хисматулин. Практика, 36-63; R.Gramlich. Die Gaben des Erkenntnisse des ‘Umar as-Suhrawardi (‘Aw arif al-ma‘arif). Wiesbaden, 1978, 89-106; Ter Haar. The Naqshbandi Tradition in the Eyes o f Ahmad Sirhindi // Naqshbandis, 86, 88; Meier. Zwei Abhandlungen, 245; R. Gramlich. Madjdhub // El, NE, 5, 1029.
А.А.Хисматулин