ал-ИХ̮ВА̄Н ал-МУСЛИМӮН («Братья-мусульмане») — члены религиозно-политической организации «Ассоциация Братьев-мусульман» (Джам‘ийат ал-ихван ал-муслимин), созданной в Египте (Исмаилия) в 1928 г. шайхом Хасаном ал-Банной. Хасан ал-Банна (1906—1949) родился в Махмудийе (Нижний Египет) в семье учителя, окончил Дар ал-‘улум, по образованию школьный учитель. В 1918—1928 гг. он активно участвовал в деятельности суфийских братств, в начале 20-х годов принимал участие в антиимпериалистическом движении в Египте. С основания «Ассоциации Б.-м.» до своей смерти был ее «верховным наставником» (ал-муршид ал-‘амм). На формирование взглядов Хасана ал-Банны большое влияние оказали труды Абу Хамида ал-Газали, а также Мухаммада ‘Абдо, Джамал ад-дина ал-Афгани и Рашида Риды. Не выходя за рамки суннитского ислама, Хасан ал-Банна развил идеи панисламизма ал-Афгани и Риды, разработал концепции джихада, «национализма ислама», «исламского государства». Взгляды Хасана ал-Банны были изложены в форме посланий (рисала).
Важное место в разработке идеологии Б.-м. занимают произведения Са‘ида Кутба (в первую очередь «Социальная справедливость в исламе»), Мухаммада ал-Газали, Мустафы ас-Сиба‘и (в работах последнего, в частности, были сформулированы принципы «мусульманского социализма»).
Идеология Б.-м. основана на идеях панисламизма. Конечной свой целью «Ассоциация» ставила создание в странах распространения ислама (начиная с Египта) общества, построенного на принципах «исламской справедливости» путем строгого соблюдения исламских норм, сформулированных в Коране и шариа‘те. По мнению Б.-м., к этой цели ведет «исламский путь развития», отличный как от капиталистического, так и от социалистического.
«Ассоциация Б.-м.» прошла путь от благотворительной и просветительской (1928—1936) до политической организации, активно использующей методы террора как средство борьбы. «Ассоциация» имела сложную и разветвленную структуру, включавшую военизированные формирования, имелись также зарубежные филиалы. После смерти Хасана ал-Банны в «Ассоциации» произошел раскол, выделился ряд группировок, на базе которых впоследствии возникли самостоятельные организации в различных странах Ближнего и Среднего Востока, совокупность которых называют «движением Б.-м.» (в некоторых странах — ал-ихванийа). В настоящее время «движение Б.-м.» идейно представлено тремя основными направлениями: «умеренные» — в основном последователи Хасана ал-Банны и Са‘ида Кутба; «исламские демократы» — сторонники различных вариантов «исламского социализма»; многочисленные организации правоэкстремистского толка, широко применяющие террор (среди них «ат-Такфир ва-л-хиджра», «ал-Джихад» и др.). Часто и небезосновательно к этому крылу относят и Партию исламского освобождения (Хизб ат-тахрир ал-ислами), которая в начале 50-х годов откололась от Б.-м.; в настоящее время она существует почти во всех арабских странах и находится на нелегальном положении. Идеология и политическая практика Б.-м. носят реакционный характер, в большинстве стран их деятельность запрещена. Деятельность ряда организаций Б.-м. координируется международными центрами, расположенными преимущественно в Западной Европе.
В исламоведческой литературе существует две трактовки понятия ал-ихванийа — широкая и узкая. В узком смысле подразумевают ряд конкретных движений и организаций, в основном тех, которые называют себя «братьями-мусульманами». В широком смысле под этим термином объединяют общее движение в странах распространения ислама, называемое «мусульманским интегризмом». «Интегристское» (или «фундаменталистское») течение квалифицируется западными учеными как «консервативное» (правое). Представители этого направления выступают за возврат к первоначальной чистоте ислама, применение принципов Корана и сунны в политической, экономической, социальной и правовой сферах общественной жизни, не отвергая достижений современной науки и техники во имя общественного блага. «Фундаменталисты» не допускают компромисса с «силами зла» — «марксистским атеизмом» и «западным капитализмом».
Лит-ра: М. ал-Газали. Ал-Ислам ва-л-истибдад ас-сийаси. Каир, 1950—1952; Музаккарат Хасан aл-Банна. Каир, 1951; С. Кутб. Ма‘ракат ал-ислам ва-р-ра’смалийа. Каир, 1951; М. ал-Газали. Ал-Ислам ва-л-‘ауда ал-иктисадийа. Каир, 1952; И. М. ал-Хусайни. Ал-Ихван ал-муслимун кубра ал-харакат ал-исламийа ал-хадиса. Бейрут, 1952; С. Кутб. Дирасат исламийа. Каир, 1953; Раса’ил ал-имам аш-шахид Хасан ал-Банна. Бейрут, 1965; R. P. Mitchell. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969.
Т.П.Милославская