ал-К̣А̄’ИМ— термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (А̄л Мухаммад), который должен подняться (ка’им) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-К. нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии. Мессианские идеи развивались и культивировались в шиитской среде на протяжении всей истории ислама. Представление об ал-К. Появилось в начале VIII в. в среде кайсанитов, ожидавших «возвращения» Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. ок. 700 г.). Приблизительно с 70-х годов VIII в. идею возвращения ал-К. из рода ‘Али стали проповедовать ранние исма‘илиты, в частности мубаракиты — сторонники имамата Мухаммада б. Исма‘ила б. Джа‘фара, идейными преемниками которых явились карматы.
Среди шиитов не было единого представления об ал-К. Прежде всего они расходились в определении состояния ал-К. Одни признавали достоверной его смерть, другие отрицали саму возможность для него смерти, третьи, не утверждая ни того, ни другого, считали его скрытым, невидимым для людей. Не было единого мнения и о назначении ал-К. Здесь можно выделить две точки зрения: «умеренную» и «крайнюю». С точки зрения «умеренных» шиитов, ал-К. будет послан на землю, чтобы исполнить повеления Аллаха и установить на земле справедливость. «Крайние» шииты (в частности, карматы) проповедовали, что ал-К. явится с «новым шари‘атом», отменит шари‘ат пророка Мухаммада и провозгласит «новый Коран». Иными словами, они ожидали пришествия ал-К. в качестве основателя новой религии. Многозначность понятия ал-К. отражала пестроту и эклектизм религиозно-политических представлений мусульман в раннем исламе.
Символом власти ал-К. считается меч (ка’им би-с-сайф, сахиб ас-сайф), посредством которого он устранит несправедливость. Вместе с тем он — «исполнитель повеления Аллаха» (ка’им би-амр Аллах) и «владыка эпохи» (сахиб аз-заман). В этом смысле каждый законный имам есть ал-К. Согласно шиитской традиции, ал-К. должен появиться в Мекке, затем он отправится в Куфу, откуда будет править миром. Его правление продлится семь лет, но каждый его год равен десяти обычным годам. По другому преданию, его правление продлится девятнадцать лет.
Имамиты связывают с выступлением ал-К., которым для них является «скрытый» 12-й имам Мухаммад б. ал-Хасан, воскресение (ар-радж‘а), полагая, что между смертью ал-К. и воскресением и Судным днем пройдет сорок дней.
В имамитской и исма‘илитской среде ал-К. часто идентифицируется с махди («ведомый правильным путем»). Это — «скрытый» имам из рода ‘Али, который должен появиться в «конце эпохи». Вера в ожидаемого махди стала одним из основных догматов шиитского ислама. И если для суннитов ожидаемый махди — это «последний заместитель (халифа) пророка», элемент их эсхатологических представлений, то для шиитов ал-К. — махди — полновластный и абсолютно непогрешимый правитель в силу «божественного установления». Это — «полюс бытия» (кутб ал-вуджуд), благодаря которому существует земной мир. Уподобляя его христианскому мессии — Параклету, который должен явиться в «конце эпохи» с толкованием Писания, имамитские богословы, в частности X. Амули (ум. в 1385 г.), проповедовали пришествие ожидаемого ал-К. — махди в качестве толкователя сокровенного и истинного смысла Корана.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 165, 181; Amoli. La philosophie, 102—104, 223; W. Madelung. Ka’im Al Muhammad.— EI, NE, 4, 447.
С.М.Прозоров