ал-МАЗДАКӢЙА (перс. маздакийан) — маздакиты, название одной из сект зороастризма, возникшей в сасанидском Иране на рубеже V—VI вв. и существовавшей в Восточном халифате в первые века ислама. Названа так в честь ее основателя Маздака (имя или почетное прозвище). Секта М. ведет свое происхождение от «крайней» манихейской секты Зардуштакан, которая, по одним данным, возникла в III в., по другим—в V в. и адепты которой верили в окончательную победу добра над злом.
Враждебная М. Маздак-наме, дошедшая в новоперсидской обработке Низам ал-мулка (XI в.), изображает Маздака главным мобедом, который вознамерился испортить «веру гебров». Его предсказания близкого пришествия мессии, который «отменит веру гебров, иудеев, христиан и идолопоклонников и чудесами и силой навяжет народам свою веру», очень напоминают стремление основателя манихейства Мани создать универсальную синкретическую религию взамен существующих.
Мусульманский историк религий аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) отмечал, что, разделяя с манихеями концепцию двух противоборствующих субстанций — Света и Тьмы, М. признавали за первой целенаправленную, разумную деятельность и свободу выбора, а вторую лишали этих качеств, наделяя Тьму свойствами стихийной, невежественной и случайной силы. Активность субстанции Света (Добра) таила в себе возможности справедливого переустройства мира, и это обстоятельство сформировало социальную программу М., которая предусматривала уничтожение сословного и имущественного неравенства среди людей. В качестве эффективного средства разрушения сословных перегородок М. провозгласили общность жен. Социальные лозунги М. нашли отклик в широких слоях иранского населения, т. к. уравнительные идеи М. были созвучны идее социальной справедливости раннего зороастризма, которую пытался возродить Маздак, обвиняя людей в том, что они забыли смысл Авесты и Зенда. В начале VI в. деятельность общины вылилась во всенародное движение против родовой аристократии и высшего зороастрийского жречества.
После разгрома (ок. 530 г.) маздакитского движения Хосровом Ануширваном сторонники Маздака бежали в труднодоступные районы Сасанидского государства. Секта продолжала существовать и в первые века ислама. Упоминания о секте ал-М. встречаются у аш-Шахрастани, Йакута, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини и др.; они свидетельствуют о наличии компактных маздакитских общин в горных районах Джибала, в Мазандаране и Хузистане. На самом деле таких общин было гораздо больше, поскольку часть мусульманских историков отождествляла М. с хуррамитами (ал-хуррамийа), усвоившими основные элементы идеологии М. В эпоху раннего ислама и те и другие заимствовали элементы учений «крайних» шиитов: идею — возвращения (радж‘а) пророков и имамов, представления об их обожествлении и переселении их душ (танасух). От зороастрийцев раннего ислама М. отличало и непочитание священного огня. Ал-М. принимала активное участие в антиарабских и антифеодальных движениях VIII—IX вв. (выступления Абу Муслима, мага Сунбада, Муканны, Бабека и др.), чаще совместно с хуррамитами, шиитами и хариджитами. Представителей разных течений объединяла в этих движениях провозглашаемая их руководителями идея социального равенства и надежда на справедливое переустройство мира.
Лит-ра: аш-Шахрастани. Книга о религиях, 223; Сийасат-наме, 238—257; Н. В. Пигулевская. Города Ирана в раннем средневековье. М.— Л., 1956, 278—316; Бартольд. Соч., 7, 438—449; И. Л. Петрушевский. К истории маздакитов в эпоху господства ислама.—НАА. 1970, 5, 71—81; М. Molé. Lе problème des sectes zoroastriennes dans les livres pehlevis.— Or. 1961, 13—14, 1—28; O. Klima. Beiträge zur Geschichte des Mazdakismus. Praha, 1977 (Dissertationes Orientates. 37).
А.И.Колесников