ал-Масджид ан-Набави (Масджид ан-Наби – «мечеть Пророка»; официальное название – ал-Харам ан-набави аш-шариф – «Досточтимая пророческая святыня») – крупнейшая мечеть (масджид) Медины (Мадина) и важнейшая святыня (харам) ислама после Запретного Дома Аллаха (Байт Аллах ал-Харам) в Мекке (Макка).
В Йасрибе пророк (наби) Мухаммад, после первой мечети-масджида в предместье Куба’, обустроил основной масджид в доме (дар) своей жены ‘А’иши. Простое кирпичное здание со столбами из стволов финиковой пальмы и кровлей из пальмовых листьев он в 629 г., после взятия Хайбара, достроил, поставив в примыкающем к нему прямоугольном дворе (сахн или хасва) минбар. После смерти основателя ислама и его дочери Фатимы благочестивые посещения (зийара) их захоронений во дворе «дома ‘А’иши» скоро стали факультативной частью цикла паломничества (хаджж).
Халиф (халифа) ‘Умар б. ал-Хаттаб расширил «дом Пророка», а ‘Усман ибн ‘Аффан заменил его каменным строением, крепленным раствором, с тиковой крышей, и обнес двор (сахн) сырцовой стеной. То стало первым шагом к превращению мединской мечети из открытой молельни (мусалла) в молитвенный дом по образцу мекканского храма, но в меньшем масштабе. Марван ибн ал-Хакам (будущий халиф Марван I), наместник (вали) Му‘авии I в Медине, пристроил к нему максуру из разноцветного камня.
В 706–709 гг. коптские и греческие мастера по приказу халифа ал-Валида I и его наместника в Медине, ‘Умара б. ‘Абд ал-‘Азиза (будущего ‘Умара II), возвели новую «мечеть Пророка» (Масджид ан-Наби, далее М.Н.), которая поглотила последние остатки его «дома», в частности, комнаты (худжра) его жен. По преданию, император Византии прислал для строительства 1 тыс. мискалей золота и большое количество мозаики. Многоколонный молитвенный зал, крытый свинцовыми плитами, с интерьером, украшенным мозаичными и мраморными облицовками, и первым в исламской истории михрабом в форме декорированной сводчатой ниши, выходил на окружённый галереями прямоугольный двор-сахн с 3 минаретами (манара) в северо-западном, северо-восточном и юго-восточном углах.
В 778 – 779 гг. Медину посетил халиф ал-Махди, который перестроил М.Н., расширив ее до 300 локтей (зира‘) в длину и 200 локтей-зира‘ в ширину. Дополнительные работы при халифе ал-Мутаваккиле придали М.Н. законченность, превратив, по сути, в образец мусульманского культового строения колонного типа. Она подробно, хотя и с различающимися деталями, описана в хрониках ал-Йа‘куби и ат-Табари (начало X в.), нравоучительно-развлекательном сочинении Ибн ‘Абд Раббихи (середина X в.), географическом труде ал-Мукаддаси (конец X в.), путевых записках Ибн Джубайра (конец XII в.) и справочнике Йакута (начало XIII в.).
Открытый двор, посыпанный песком или гравием, со всех четырех сторон ограничивали залы с рядами колонн (общим числом 290, в южном зале – лепные, с золочеными капителями, в остальных – мраморные) и 19 дверями, из которых открыты были 4 – по 2 с восточной и западной сторон. На восточной половине южного колонного зала, в высоком строении, вершина которого немногим не достигала крыши зала, помещались гробницы Мухаммада, Фатимы и халифов Абу Бакра ас-Сиддика и ‘Умара б. ал-Хаттаба. Западная половина зала – между гробницами и минбаром – носила имя ар-Рауда ал-Мутаххара («Пречистые кущи»), якобы связанное с одним из изречений Пророка.
За изгородью вдоль южного края «Пречистых кущ» хранились почитаемые реликвии – остатки пальмового пня, о который при проповеди обычно опирался Пророк ислама, и минбар о 8 ступенях, с эбонитовым брусом на сидении. Обоих предметов посетители (зуввар) обычно касались губами или руками (возможно, пережиток доисламских культов Аравии). По легенде, когда Му‘авийа попытался удалить их оттуда, сильное землетрясение заставило его не только отказаться от своего намерения, но и сделать над ними дополнительную надстройку в 5 ступеней. Когда ал-Махди решил убрать надстройку, то не преуспел, поскольку она была гвоздями приколочена к старому минбару. В М.Н. также хранился манускрипт канонического текста Корана (Кур’ан), подготовленный при ‘Усмане.
Большое извержение вулкана к востоку от Медины в 1256 г. не затронуло М.Н., но в том же году ее, по небрежности смотрителя, чуть не уничтожил пожар. ‘Аббасидский халиф не откликнулся на просьбу о помощи в восстановлении здания, и в 1257 г. удалось лишь обновить крышу. Это отразилось в хрониках как грозное предзнаменование взятия монголами Багдада
Хотя строительный сор еще более двух столетий покрывал захоронения, прилегающие к М.Н., на состояние гробницы Пророка обратили внимание султаны мамлуков. Байбарс поставил вокруг нее ограду и позолотил ее крышу, а Калаун в 1279 г. возвел над ней купол, крытый свинцовыми пластинами. Буря с молнией и вызванный ею большой пожар 1481 г. частично уничтожили здание М.Н. и полностью – книгохранилище, вместе с ценнейшими списками Корана. Султан Каитбай решил основательно перестроить М.Н., для чего прислал множество ремесленников с инвентарем и стройматериалами. В 1484 г. здание было восстановлено, купол над беломраморной гробницей Мухаммада расширен, максура – обнесена медной оградой. Кроме того, М.Н. были приданы городские бани c гипокаустом, акведук, водяная мельница и большое число ценных книг. К 1487 г. Каитбай снес и выстроил заново юго-восточный минарет Ра’исийа, возвел купола над гробницами Пророка и праведных халифов, а также мадраса и фонтан для омовений. В 1492 г. еще один пожар от молнии разрушил Ра’исийю, которую восстановили впоследствии.
При Османской империи ремонты и реставрации М.Н. производились 16 раз, наиболее значительные – в XVI и XIX вв. Султан Салим II украсил ее интерьер мозаикой, переложенной золотом, а его сын Мурад III в 1590 г. поднес ей в дар новый михраб – мраморный с позолотой. В 1804 г. ваххабиты (ваххабийа), взяв Медину, вывезли оттуда все драгоценности (благородные металлы, камни, жемчуг) и прочие дарения, копившиеся там все предшествующие столетия. После того, как город в 1813 г. отвоевал вице-король Египта Мухаммад ‘Али, Махмуд II в 1817 г. распорядился возвести над М.Н. новый купол, который в 1839 г. окрасили в зеленый цвет.
Очередной разрушительный пожар при ‘Абд ал-Маджиде сделал необходимой фундаментальную реконструкцию в 1848 – 1860 гг. всего здания с использованием камня с соседних холмов. Она придала его южной части, в т.ч. особо украшенной ар-Рауда ал-Мутаххара, вид, близкий к современному. Стены покрыли каллиграфически выполненные тексты коранических сур и поэмы (касида) ал-Бусири «Плащ» (Бурда). Для молящихся женского пола предназначалось особое помещение – «клеть» (кафас). Работы в 1853 – 1854 гг. застал и описал Р. Бёртон, находившийся в Медине под видом хаджи.
К началу XX в. М.Н. в целом сохраняла планировку и архитектуру, сложившуюся еще при Омейядах (Амавийун) и ‘Аббасидах (‘Аббасийун), как о том свидетельствует обстоятельное описание египтянина Мухаммада Лабиба ал-Батануни (1910 г.). Ее длина составляла 385 футов с севера на юг, ширина с северной стороны – 285, с южной – 220 футов. Помещение для молитвы располагалось в южном зале, с мраморными колоннами, покрытыми позолоченным орнаментом.
327 колонны поддерживали своды, которые венчали малые купола в виде разделенных померанцев. 22 приходились на большую максуру – обнесенный изгородью из зеленой меди квадрат (50 Х 47 футов) на востоке южного колонного зала, откуда Баб ар-Рахма (Врата Милосердия), или Баб ал-Вуфуд (Врата Посольств), вели в ар-Рауду (70 Х 50 футов). Там же располагалась ал-Худжра (Комната), укрытая зеленым шелковым покрывалом, напоминающим по орнаменту кисву для Ка‘бы (впервые подарен Зубайдой, матерью Харуна ар-Рашида). Она вмещала два строения из кованого железа над могилами: 1-е – Мухаммада (самая южная, головой на запад), 2-е – Абу Бакра ас-Сиддика (головой к ногам Мухаммада) и ‘Умара (самая северная, головой к груди Абу Бакра), а также пустую могилу, где после «возвращения» (ма‘ад) предстояло упокоиться ‘Исе. С севера к большой максуре примыкала соединенная с нею двумя дверями малая, где под 3-м строением якобы находилась могила Фатимы. Обе максуры освещали 106 подвесных лампада, а в ар-Рауде стояли хрустальные подсвечники.
Во дворе М.Н. с восточной стороны четырехугольник, обнесенный железной решеткой, представлял сад Фатимы, где произрастали пальмы (согласно Ибн Джубайру – 15, согласно Бёртону – 12, согласно ал-Батануни – несколько). К 3 минаретам прибавились еще 1 – с юго-запада (по Батануни) или 2 – с юго-запада и запада (по Бёртону). 5 ворот, ведших в мечеть (богато орнаментированные Баб ас-Салам и Баб ар-Рахма с запада, Баб ал-Маджиди с севера, Баб Джибра’ил или Баб ал-Баки‘ и Баб ан-Ниса’ с востока) по ночам закрывались. При Османах М.Н. окружала плотная застройка кварталов (ахваш), которая была уничтожена в первую мировую войну.
В 1934 – 38 гг., чтобы ликвидировать разрушительные последствия взятия Медины ваххабитским ополчением (при котором, в частности, пострадал зеленый купол М.Н. – ал-Кубба ал-хадра’), на средства, предоставленные египетским банкиром Тал‘атом Харбом, были проведены крупномасштабные ремонтные работы, включая укладку мраморных полов и установку новой деревянной загородки, которая отделяла молящихся мужчин и женщин. В 1948 г. король Саудовской Аравии ‘Абд ал-‘Азиз в открытом письме мусульманам всего мира объявил о плане значительного расширения М.Н., а в 1951 г. учредил для этого особое ведомство со штатом в 50 сотрудников. В 1953 г. в присутствии 2 тыс. сановников королевства он заложил краеугольный камень нового здания.
Оборудование и стройматериалы (включая цемент, стальные конструкции и 30 тыс. т древесины) завозились морем через Янбо. На работах были заняты 14 архитекторов, 200 ремесленников и 1,5 тыс. рабочих, а в качестве строительной площадки использовалось предместье Абйар ‘Али, где велись починка техники и производство мозаики. Новое здание в неомавританском стиле (новые минареты – на новых углах здания, после сноса османских – в неомамлюкском) торжественно, с участием нескольких глав государств мусульманского мира, открыл в 1955 г. сын и преемник ‘Абд ал-‘Азиза – Са‘уд. Планировке были приданы более симметричные очертания, а сама площадь почти удвоилась (с 10 до 16 тыс. кв. м) благодаря новому сахну с северной стороны, воспроизводящему османскую архитектуру южного, но выполненному в бетоне, а не в камне. Северная стена здания продвинулась на 128 м и достигла длины в 91 м. Были достроены 474 квадратных и 232 круглых колонны. Изменения в южной половине ограничились в основном разбором «клети».
При братьях Са‘уда – королях Файсале и Халиде – к западу от реконструированной М.Н. в 1974 – 1978 гг. было обустроено обширное (77 тыс. кв. м) крытое пространство, предназначенное для размещения хаджи и парковки автотранспорта, который сделало необходимым стремительное развитие паломничества (сотни тыс. чел. ежегодно). При этом многие старинные ахваш были снесены. Король Фахд в 1983 г. распорядился расширить комплекс М.Н. на запад и восток на 82 тыс. кв. м, так что он достиг площади 98 тыс. кв. м, получил минареты высотой 90 м и полное кондиционирование воздуха.
В современном виде М.Н. – комплексное здание в форме вытянутого прямоугольника (площадь с молитвенными пространствами под открытым небом – 165, 3 тыс. м2, вместимость – 650 тыс. чел.), включающее 10 минаретов (в т. ч. 6 высотой 99 м), Музей Корана, библиотеку; 2 подземных яруса (с паркингами, помещениями для омовения и др.).[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
Лит-ра: Sauvaget J. La Mosquée omeyyade de Médine. Paris, 1947; The Architecture of the Prophet’s Holy Mosque, al-Madīnah. London, 1998; ал—Батануни Мухаммад Лабиб. Ар-Рихла ал-хиджазийа. Каир, 1911.
Кораев Т.К.