ал-Фаргaни Са‘ид ад-дин Мухаммад б. Ахмад, в персоязычной литературе называемый так же Са‘ид-и Фаргани (ум. между 1292 и 1301 гг.), — выдающийся представитель суфийской школы Мухйи ад-дина Ибн ал-‘Араби (1165–1240), автор нескольких значительных сочинений по теоретическому суфизму. Год и место рождения неизвестны, сведения о семье, родственном окружении, профессиональном занятии, богословско-правовой ориентации отсутствуют.
Согласно его собственному свидетельству в Манахидж ал-‘ибад («Пути рабов божьих»), он был инициирован в суфизм учеником Шихаб ад-дина ‘Умара ас-Сухраварди (основатель суфийского братства сухравардиййа, 1145–1234) Наджиб ад-дином ‘Али б. Бузкушем аш-Ширази (ум. в 1279 или 1280 г.). Затем продолжил суфийское обучение у ученика и приёмного сына Ибн ал-‘Араби — Абу-л-Ма‘али Садр ад-дина Мухаммада б. Исхака ал-Кунави (ум. в 1274 г.) (вместе с которым он, в частности, в 1245-46 г. совершил путешествие в Египет), а позднее — у Мухаммада б. ас-Сукрана ал-Багдади (ум. в 1269 г.).
Основные сочинения — персидский и арабский комментарии к касиде ат-Та’иййа ал-кубра египетского поэта-суфийя ‘Умара б. ‘Али б. ал-Фарида (1181–1235) (известной также под названием Назм ас-сулук — «Стихи о способе странствия»). Оба комментария составлены на основании дословно записанного устного толкования ал-Кунави, данного им группе муридов во время их совместного путешествия в Египет. Первым был составлен персидский комментарий (из чего можно заключить, что ал-Кунави разбирал касиду на персидском) Машарик ад-дарари аз-зухар фи кашф хака’ик назм ад-дурар («Места восхода блистающих жемчужин в раскрытии истин нанизывания перлов»). Этот текст, предварённый одобрительным отзывом (также на персидском) самого ал-Кунави, был отредактирован иранским учёным С.Дж.Аштийани и издан им в Мешхеде в 1978 г. (переиздан в Куме в 2000 г.) (спустя полтора века известный персидский суфийский поэт Мухаммад Ширин Магриби [ум. в 1406 или 1407 г.] включил ряд крупных отрывков из Машарик в своё сочинениe Рисала-йи Джам-и Джахан-нама («Трактат о чаше, показывающей [весь] мир»).
Позднее ал-Ф. подготовил значительно расширенный (за счёт объёмного предисловия, в котором гораздо более подробно, чем в персидской версии, разбираются основные суфийские термины и анализируются главные теоретические положения школы Ибн ал-‘Араби) арабский вариант, озаглавленный Мунтаха ал-мадарик ва-муштаха лубб кулл камил ау ‘ариф ва-салик («Предел постигающих и предмет желания для ума любого совершенного [человека], или знающего и странника») (издан в двух томах в Каире в 1876 г.).
Основное значение комментариев ал-Ф. заключается в том, что вместе с трудами ал-Кунави они предопределили дальнейшую судьбу школы Ибн ал-‘Араби, сделав в ней главенствующей умозрительную (или спекулятивную) (назари) тенденцию (что в конечном счёте привело к возникновению стойкого популярного представления о ней как о философствующем суфизме).
Ал-Ф. был, по всей вероятности, первым автором, употребившим выражение вахдат ал-вуджуд («единство бытия») в техническом смысле, как противоположность касрат ал-‘илм («множественность знания»), обозначая им первую стоянку суфийского пути. (Сам Ибн ал-‘Араби, насколько известно, этот термин ни разу не употребил. Последователи его учения стали считаться приверженцами вахдат ал-вуджуд с XIV в. благодаря ханбалитскому теологу и факиху Таки ад-дину Ибн Таймиййе [1263–1325]).
Третья сохранившаяся книга ал-Ф. — написанная по-персидски Манахидж ал-‘ибад ила-л-ма‘ад («Пути рабов божьих к месту окончательного возвращения») (издана в Стамбуле в 1988 г.), посвящённая разъяснению эзотерического смысла пяти столпов ислама и изложению основных правил суфийского этикета. Она была почти полностью включена Кутб ад-дином аш-Ширази (ум. в 1311 г.) в его философскую энциклопедию Дуррат ат-тадж ли-гуррат ад-дибадж («Жемчужина короны для отборной парчи»). Ал-Ф. приписывают также авторство словаря суфийских терминов Лата’иф ал-и‘лам фи ишарат ахл ал-илхам («Тонкости извещения [содержащиеся] в указаниях людей внушения»). Однако, хотя ряд определений в этом словаре действительно позаимствован из Мунтаха, ал-Ф. не может являться его автором, поскольку последний определяет себя как мурида кубравитского шайха ‘Ала ад-даула ас-Симнани (1261–1336).
По свидетельству Л.Массиньона, уже в 1271 г. Мунтаха ал-Ф. была хорошо известна в суфийских кругах Каира. Этот словарь изучали в обителях разных суфийских братств, в частности братства накшбандийа, как об этом свидетельствуют многократные ссылки на него в Мисбах ал-унс байна-л-ма‘кул ва-л-машхуд («Светильник приязни между умопостигаемым и свидетельствуемым») османского чиновника и учёного Мухаммада б. Хамзы ал-Фанари (1350-51–1431) и в Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс («Благоухание приязни от присутствия святости») ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492) (последний считал вступительную теоретическую часть Мунтаха несравненным по своей ясности и исчерпанности изложением основных принципов теоретического мистицизма).
Но если Мунтаха ценится многими учёными прошлого и настоящего за систематичность в изложении положений философского суфизма, то на Машарик, несомненно, лежит более яркая печать философского и мистического гения учителя ал-Ф. — ал-Кунави, поскольку в нём в большинстве случаев слова последнего передаются дословно и на том языке, на котором они были произнесены.
Лит-ра: Jāmī. Nafahāt al-uns. Tehrān, 1957, 54–59; W.C.Chittick. Spectrums of Islamic Thought: Sa’īd al-Dīn Farghānī and the Implications of Oneness and Manyness // The Legacy, 20–21; ibid. Sa’īd al-Dīn Farghānī // EI2, vol. 8, 860–861; G.Scattolin. Al-Farghānī’s Commentary on Ibn al-Fārid’s Mystical Poem al-Tā’iyyāt al-kubrā // MIDEO. XXI (1993), 33–38; ibid. The Key Concepts of al-Farghānī’s Commentary on Ibn al-Fārid’s Sufi Poem, al-Tā’iyyat al-Kubrā // JMIAS. 39 (2006), 33–83.
Я.Эшотс