ал-ФИК̣Х («глубокое понимание, знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Ал-Ф. в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства — халифата. До первой половины VIII в, система социальных норм (в том числе и юридических) Халифата в целом не определялась положениями ислама, а состояла преимущественно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали действовать в новых исторических условиях. На завоеванных арабами территориях прежние юридические нормы и обычаи также сохранялись без серьезных изменений, если не противоречили установкам новой религии, которая поначалу безразлично относилась к собственно правовым вопросам. В это время правовая система Халифата восприняла отдельные элементы римского (византийского), сасанидского, талмудического и канонического (восточнохристианских церквей) права, а также немало местных обычаев, многие из которых впоследствии были исламизированы и включены в ал-Ф.
Формирование ал-Ф.-юриспруденции было обусловлено, с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами, а с другой — потребностями регулирования вновь возникавших отношений раннефеодального общества на принципах, концептуально 254 основанных на религиозно-этическом учении ислама. Становление ал-Ф.-юриспруденции протекало вместе с записью хадисов со слов Мухаммада и высказываний его сподвижников. Поэтому первые труды по ал-Ф. (например, Маджму‘ ал-фикх Зайда 6. ал-Хасана, ал-Муватта’ Малика б. Анаса, ал-Муснад Ахмада б. Ханбала) представляли собой, в сущности, сборники тематически подобранных хадисов, а не правовые исследования. Систематизация хадисов позволила определить вопросы, решение которых требовало рационального толкования Корана и сунны, и тем самым способствовала оформлению ал-Ф. в самостоятельную дисциплину.
В VIII — первой половине IX в. в ал-Ф.- юриспруденции складывались свои понятия, формировались специфический язык и методология. В нем утвердилась идея о прекращении правотворчества в точном смысле слова со смертью Мухаммада. Основными источниками правовых решений стали считаться Коран и сунна. Самостоятельным источником факихи признали также единогласное мнение мусульманской общины (ал-иджма‘), практически понимавшееся как консенсус сподвижников Пророка. Был сделан вывод, что Коран и сунна имплицитно содержат ответы на любые вопросы, которые факихи должны «извлечь» из них. Поэтому в случае отсутствия в НИХ однозначных решений, указаний на конкретные правила поведения, которым должны следовать мусульмане, факихи уделяли особое внимание правовой интерпретации данных источников, переводу их общих предписаний на язык практических норм и правовых конструкций. Постепенно сложились приемы «извлечения» (ал-истинбат) из основополагающих источников правовых решений по не предусмотренным ими прямо случаям. Такие приемы были положены в основу ал-иджтихада, под которым факихи стали понимать рациональные методы формулирования решений по вопросам, не упомянутым в прямой форме в Коране и сунне (кат‘ийат ад-далала) или не отраженным в единодушном мнении сподвижников Пророка, а также приемы извлечения таких решений из предписаний этих источников, изложенных в самой общей аллегорической форме (заннийат ад-далала). В частности, были установлены строгие условия формулирования новых норм по аналогии путем извлечения ‘илла=ratio legis из уже известных решений. Появилось понятие ал-кийас, признание которого в качестве основной формы ал-иджтихада и источника ал-Ф. наряду с Кораном, сунной и ал-иджма‘ положило начало особому направлению ал-Ф.— усул ал-фикх, занимающемуся его источниками, методами их толкования и применения для решения конкретных правовых вопросов. Большая заслуга в становлении ал-Ф.-юриспруденции принадлежит аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), который в трактате ар-Рисала впервые сформулировал четкие определения его основных категорий.
Примерно в X в. ал-Ф.-юриспруденция окончательно сложился в качестве самостоятельной дисциплины, относящейся к религиозным наукам. Однако, несмотря на его формальное отделение от теоретического богословия (‘илм ал-калам) и враждебное отношение факихов-традиционалистов к мутакаллимам, между ал-Ф.- юриспруденцией и ‘илм ал-калам существовала тесная связь. Многие положения ‘илм ал-калам служили идейной основой для решения правовых допросов в рамках ал-Ф.-юриспруденции. В значительной степени они дополняли друг друга, разрабатывая различные стороны единого исламского учения о религиозной истине и образе жизни (шари’ата). Специфика ал-Ф.-юриспруденции состояла в том, что он занимался решением практических вопросов с помощью рационального «приложения» иррациональной, «переданной», религиозной истины к частным случаям. Постепенно общепринятым стало понимание ал-Ф.- юриспруденции как ‘илм ал-фуру’—науки о «практических» (регулирующих поведение людей) нормах шари‘ата, «извлеченных» из их конкретных источников (т. е. основанных на отдельных положениях Корана или сунны, подтвержденных ал-иджма‘ либо сформулированных с помощью ал-иджтихада). Предмет ал-Ф.-юриспруденции стал включать в себя изучение двух категорий норм: 1) определяющих отношения мусульман с Аллахом — правил культа и исполнения религиозных обязанностей (ал-‘ибадат); 2) регулирующих отношения между людьми, а также отношения мусульманской власти (государства) с подданными, другими конфессиями и государствами (ал-му‘амалат). Основные усилия факихов оказались направлены на разработку второй категории норм, большинство из которых было введено на основе ал-иджтихада.
Уже на раннем этапе становления ал-Ф.- юриспрудеиции наметились две его школы, одну из которых, иракскую, принято именовать школой «сторонников самостоятельного суждения» (асхаб ар-ра’й), а другую, мединскую,—школой «сторонников предания» (асхаб ал-хадис). Различия между ними объяснялись особенностями материальных и культурных условий, в которых школы развивали свои доктрины, а также унаследованными ими правовыми традициями. Иракские правоведы значительно шире использовали ал-иджтихад, не сводя его только к ал-кийасу, а мединская школа делала упор на Коран и сунну. Сначала учение школ было анонимным, но постепенно каждая из них стала возводить свою доктрину к одному из своих основателей. Так, основателем иракской школы был признан ан-Ну‘ман б. Сабит Абу Ханифа (ум. в 767 г.), а мединской — Малик б. Анас (ум. в 795 г.). В IX—X вв. образовались и другие суннитские толки (мазхабы) ал-Ф.-юриспруденции, в частности шафи‘итский, названный по имени Мухаммада б. Идриса аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), для которого характерно строгое применение ал-иджтихада, отождествляемого с ал-кийасом. Позднее был признан и ханбалитский толк, основателем которого считается Ахмад б. Ханбал (ум. в 855 г.), известный максимально широким использованием Корана и хадисов и недоверчивым отношением к ал-иджтихаду. Существовали и другие школы ал-Ф.-юриспруденции, но к XIV в. сохранились только четыре указанных суннитских мазхаба, а также несколько шиитских толков, из которых в настоящее время практическое значение в качестве действующих религиозно-правовых толков имеют джа‘фаритский (имамитский), возводимый к Джа‘фару ас-Садику (ум. в 765 г.), зайдитский, основателем которого считается Зайд б. ‘Али (уб. в 740 г.), и исма‘илитский, разработка которого связана с именем ал-Кади ан-Ну‘мана (ум. в 979 г.).
Учение каждого из толков ал-Ф.- юриспруденции изложено в признаваемых его сторонниками произведениях, большинство которых написано в раннее и классическое средневековье основателями мазхаба, их ближайшими учениками и последователями, крупнейшими правоведами. Например, по ханафитскому толку наибольшим авторитетом пользуются шесть книг Мухаммада б. ал-Хасана аш-Шайбани (ум. в 805 г.), ученика Абу Ханифы, — так называемые «достоверно переданные книги» (кутуб захират ар-ривайа). Ключевые положения этих произведений позднее суммировал Абу-л-Фадл ал-Марвази в труде ал-Кафи, к которому Шамс ад-дин ас-Сарахси (ум. в 1090 г.) составил подробный комментарий ал-Мабсут, признаваемый одним из наиболее авторитетных произведений по ханафитскому мазхабу. Ведущим источником маликитского ал-Ф. остается книга Малика б. Анаса ал-Муватта’. Кроме того, большой популярностью пользуется труд ал-Мудаввана ал-кубра, созданный несколькими поколениями факихов-маликитов, прежде всего ‘Абд ас-Саламом Сахнуном (ум. в 854 г.). Для ханбалитов аналогичную роль играет работа Ахмада б. Ханбала ал Муснад. Первым источником по шафи‘итскому толку ал-Ф.-юриспруденции является трактат аш-Шафи‘и ал-Умм. В джа‘фаритском мазхабе в качестве ведущих признаются так называемые «четыре источника» (ал-усул ал-арба‘а) труды ал-Кафи фи усул ад-дин Мухаммада б. Йа‘куба ал-Кулайни (ум. в 941 г.), Ман ла йахдуруху ал-факих Мухаммада б. Бабуйи ал-Кумми, известного под именем ас-Садук (ум. в 992 г.), ат-Тахзиб и ал-Истибсар Мухаммада б. ал-Хасана Абу Джа’фара ат-Туси (ум. в 1067 г.). Ведущими произведениями по зайдитскому толку являются книга Зайда б. ‘Али ал-Маджму‘, а также комментарий к ней ар-Рауд ан-надир Шараф ад-дина ал-Хусайна б. Ахмада ал-Хайми ас-Сан‘ани (ум. в 1801 г.). Наиболее авторитетным источником исма’илитского мазхаба считается книга Да’аим ал-ислам ал-Кади ан-Ну‘мана. Среди произведений по ал-Ф. заметное место занимали труды, посвященные сравнению выводов различных толков (‘илм ал-хилаф). Многочисленные расхождения характерны и для последователей одного мазхаба, что составляет отличительную черту ал-Ф.-юриспруденции.
С середины IX в. в суннитском ал-Ф.- юриспруденции постепенно стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на ал-иджтихад, а в середине X в. был достигнут молчаливый консенсус, в соответствии с которым появление новых толков со своей системой способов формулирования правовых решений впредь становилось невозможным. Это означало для каждого факиха необходимость следовать учению определенного мазхаба, что получило название ат-таклид. С этого времени развитие ал-Ф.-юриспруденции продолжалось в рамках признанных мазхабов. Причем основное внимание уделялось систематизации выводов крупнейших муджтахидов прошлого, комментированию их Трудов, их переработке в сокращенные и упрощенные сборники. В классическое средневековье и новое время среди трудов по ал-Ф. -юриспруденции стали преобладать сборники фатв — казуальных норм, сгруппированных по предмету регулирования, с указанием источника каждой из них. Примеры таких произведений: Мухтасар ал-Кудури (ум. в 1037 г.), Фатава Кадихана (ум. в 1196 г.), ал-Хидайа Бурхан ад-дина ‘Али ал-Маргинани (ум. в 1197 г.), Фатава Ибн ал-Баззаза (ум. в 1414 г.).
Большинство суннитских сборников фатв имело универсальное содержание и включало следующие основные разделы: омовение, молитва, порядок погребения, закат, пост, паломничество, различные торговые сделки и обязательства, порядок распоряжения собственностью, вакфы, наследование, брачно-семейные отношения, правонарушения различных видов, отношения мусульманских властей с немусульманами и другими государствами, судоустройство и процесс, правила ношения одежды и приема пищи и т. д. Известны работы, касающиеся отдельных, связанных друг с другом вопросов. Например, трактат ал-Маварди (ум. в 1058 г.) ал-Ахкам ас-султанийа посвящен преимущественно организации и деятельности халифата и в связи с этим финансовому, земельному, уголовному и судебному праву. Шиитские правоведы обычно придерживаются иной классификации, подразделяя все нормы ал-Ф. на четыре группы, регулирующие соответственно порядок отправления религиозных обязанностей (ал-‘ибадат), двусторонние сделки (договоры) (ал-‘укуд), включая брак, односторонние сделки, совершаемые в определенной форме (ал-ика’ат), ответственность за преступления и обязательства, вытекающие из причинения вреда, либо односторонние сделки или действия, совершение которых не требует особой формы (ал-ахкам).
Ал-Ф., с одной стороны, представлял собой умозрительную доктрину, а с другой—был ориентирован на практику регулирования общественных отношений. Многие выводы ал-Ф.- юриспруденции реализовались на практике, составляя исламский комплекс социальных норм, которые также стали обозначаться термином ал-Ф. В значении действующих среди мусульман правил поведения ал-Ф. включал в себя самые различные виды социальных норм—религиозные, юридические, нравственные, а также обычаи и простые правила вежливости и этикета, т. е. являлся мусульманским правом в широком, обще-социальном понимании.
Осуществление различных категорий норм этого комплекса в общественных отношениях и индивидуальном поведении имело свои особенности. Так, выполнение мусульманами культовых правил обеспечивалось их религиозным сознанием и поэтому было достаточно полным. Многие положения ал-Ф.-юриспруденции отражали принятые среди мусульман обычаи, которые гарантировали соблюдение таких положений. Однако часть разработанных факихами норм реализовалась на практике преимущественно при участии государства, опиралась на возможность государственного принуждения. Поэтому в составе единого исландского комплекса социально-нормативного регулирования особое место заняли собственно юридические правила поведения (мусульманское право в юридическом смысле). Выводы ал-Ф.- юриспруденции частично превращались в действующее право в результате их санкционирования, официальной поддержки государством, например путем назначений судей, применявших выводи определенного мазхаба. В частности, придя к власти, Аббасиды стали внедрять такие выводы в судебную практику, назначая факихов на должность кади. На этой основе и складывался ал-Ф.- право в юридическом смысле, источником которого выступал ал-Ф.-юриспруденция. Многие произведения мусульманских факихов являлись практическими руководствами для судей и муфтиев, а нередко готовились по заказу властей специально для применения государственными органами, например Китаб ал-харадж Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) или ал-Фатава ал-хиндийа, составленное в 1669 г. группой ханафитских правоведов по велению императора Аурангзеба — последнего подлинного правителя Могольской империи (1658—1707).
Особенностью большинства норм ал-Ф.-права является казуистичность, а в целом ему были присущи характерные черты феодальных правовых систем — партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности источников. Ведь при решении сходных вопросов могли применяться несовпадающие выводы различных мазхабов. Даже в рамках одного толка сосуществуют противоречивые правила, поскольку ал-Ф.-право в значительной степени представлял собой совокупность конкретных решений крупнейших правоведов, которые зачастую приходили к различным выводам по одному вопросу. Поэтому даже поддержка государством определенного толка ал-Ф. не означала установления системы единообразных норм. Все это обусловливало невозможность заранее предсказать выбор кади среди множества несовпадающих правил ал-Ф.-права. Не случайно постепенно на передний план стала выдвигаться общетеоретическая основа ал-Ф. В средние века мусульманские факихи на основе индивидуально-судебных предписаний ал-Ф.-права сумели сформулировать его общие принципы (ал-кава‘ид ал-куллийа). Среди работ такого профиля хорошо известен трактат Ибн Нуджайма (ум. в 1562 г.) ал-Ашбах ва-н-наза’ир. Окончательное формирование в XVI—XVII вв. норм-принципов наряду с казуистическими фатвами явилось кульминационным моментом в развитии ал-Ф. в обоих значениях.
Роль ал-Ф.-права в правовых системах исламских стран не оставалась неизменной. В частности, применение его положений в правовой практике Османской империи в XVI в. и Монгольской империи во второй половине XVII в. отличалось особой широтой и последовательностью. Однако в целом ал-Ф.-право никогда не совпадал полностью с ал-Ф.-юриспруденцией. Лишь те положения последнего, которые реально осуществлялись, выражали интересы стоящих у власти сил и в той или иной форме поддерживались государством, становились действующим правом, а остальные выводы факихов не выходили за рамки правовой теории. Причем различные комплексы норы ал-Ф.-права имели в этом отношении свою специфику.
Самую развитую отрасль ал-Ф.-права представляет собой право личного статуса (ал-ахвал ашшахсийа) — совокупность норм, регламентирующих брачно-семейные, наследственные и некоторые другие близкие к ним отношения (правоспособность, режим вакфов и т. п.). В регулировании данных отношений, относительно более удаленных от экономического базиса общества и, с другой стороны, предельно жестко регламентированных религиозными догмами, нормы ал-Ф.- права традиционно применялись наиболее широко в сравнении с другими отраслями. Однако даже в брачно-семейной области с ал-Ф.-правом конкурировали местные обычаи, которые на практике сводили на нет его отдельные положения. Отрасль уголовного (деликтного) ал-Ф.-права (ал-‘укубат) включает в себя санкции за все правонарушения независимо от их характера. Имеется лишь ок. 10 наиболее опасных проступков, за которые предусмотрены строго определенные меры наказания. Сфера действия данной отрасли, а также норм ал-Ф.-права, регулирующих организацию и деятельность судов кади (ал-мухакамат), прямо зависела от проводимой государством политики, которая отражалась на соотношении его светских и духовных функций. В частности, османское законодательство зачастую существенно сужало рамки применения уголовных норм ал-Ф.-права, а деятельность светских органов юстиции (диван ал-мазалим) практически не регулировалась ал-Ф.-правом и часто осуществлялась в ущерб суда кади. Нормы государственного, административного и финансового права (алахкам ас-султанийа), разрабатывавшиеся факихами, выступали относительно второстепенным элементом ал-Ф.-права и в значительной степени представляли собой отвлеченную теорию, более или менее последовательно осуществляясь лишь в том, что касалось налогообложения. Это же в целом можно сказать и о нормах отрасли ассийар, которые формулировались факихами для регулирования отношений мусульманских властей с другими государствами, порядка ведения войны и раздела военной добычи, политики мусульманского правителя по отношению к представителям других религий. Лишь некоторые из этих норм (в частности, определявшие правовой статус немусульман) приобретали юридический характер, становились ал-Ф.-правом в юридическом смысле.
Следует также иметь в виду, что ал-Ф.-право не охватывал всех юридических норм, применявшихся в средние века в исламских странах, хотя и занимал в их правовых системах центральное место. Наряду с ал-Ф.-правом здесь действовали и законодательные акты государства, которые нередко отходили от выводов факихов и даже прямо им противоречили (так называемая «правовая политика» — ас-сийаса аш-шар‘ийа). Применялись и нормы европейского права, что допускалось в Османской империи по «режиму капитуляций». Кроме того, личный статус немусульман определялся правилами, признанными той или иной религиозной общиной, что также ограничивало сферу действия ал-Ф.-права. Сохранялись и многочисленные правовые обычаи, которые не сливались с ним.
Во второй половине XIX в. в положении ал-Ф.- права произошли серьезные изменения, связанные прежде всего с тем, что в правовых системах наиболее развитых исламских стран (в частности, большинства стран, входивших в состав Османской империи) он уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате ал-Ф.-право сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса и практически перестал применяться в государственном, административном, уголовном, торговом, а в значительной степени и в гражданском праве указанных стран. Вместе с тем в это время была проведена первая официальная кодификация его норм путем принятия в 1869—1877 гг. Маджаллат ал-ахкам ал-‘адлийа, игравшей роль гражданского кодекса Османской империи (до настоящего времени этот акт продолжает частично применяться в Кувейте). Показательно, что данный закон был построен на основе выводов ханафитского толка ал-Ф.-юриспруденции и включал в себя как конкретные нормы, так и общие принципы, взятые, в частности, из трактата Ибн Нуджайма. Для развития ал-Ф.-юриспруденции во второй половине XIX — начале XX в. было характерно появление трудов в форме законопроектов, которые готовились по поручению властей, хотя и не получили государственного признания (например, работы Кадри Паши, Д. Сантилланы и М. Морана по личному статусу).
Хотя начиная со второй половины XIX в. общей тенденцией было неуклонное падение роли ал-Ф.-права, в настоящее время его отдельные отрасли, институты и нормы в той или иной степени продолжают применяться в качестве действующего права стран зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам (исключение составляет лишь Турция, которая с 20-х годов нашего столетия полностью отказалась от него). Наиболее последовательно, широко и без существенных изъятий действует отрасль личного статуса, хотя в некоторых случаях (например, в Тунисе и НДРЙ) положения ал-Ф.-права по брачно-семейным вопросам претерпевают заметные изменения. Институты ал-Ф.- права сохраняют свое значение и в уголовном праве (например, Саудовской Аравии, ЙАР, стран Персидского залива), причем их влияние на данную отрасль права ряда стран (Ливия, Иран, Пакистан, Мавритания и др.) с начала 70-х годов даже усиливается. То же можно сказать и о гражданском и торговом праве. Здесь нормы ал-Ф.-права продолжают регулировать правовое положение вакфов— кроме тех стран, где они ликвидированы (Алжир, Тунис, НДРЙ), — а также представлены отдельными статьями гражданских кодексов (например, относительно злоупотребления правом, перевода долга, аренды земли). За последние 10—15 лет масштабы применения норм ал-Ф.-права в гражданском и коммерческом праве ряда стран (Ливия, Пакистан и др.) расширились за счет принятия налогового и финансового законодательства, основанного на ал-Ф.-праве (в том числе запрещающего получение прибыли — риба’— и на этой основе регулирующего деятельность исламских банков). В большинстве исламских стран сохраняются мусульманские (шари‘атские) суды (из арабских стран они ликвидированы только в Тунисе, Алжире, АРЕ и НДРЙ), организация и деятельность которых в значительной мере регулируются нормами ал-Ф.-права. В конце 70-х — начале 80-х годов мусульманские суды были восстановлены или заново созданы в Пакистане и на Филиппинах. Принципы и нормы ал-Ф.-права находят отражение в государственном праве отдельных стран (прежде всего Саудовской Аравии) и в настоящее время наиболее ярко проявляются в форме государства в Иране, где конституция 1979 г. провозгласила страну исламской республикой. Следует отметить также, что повсеместно в исламских странах либо в мусульманских общинах, составляющих меньшинство населения других стран, продолжают практически применяться нормы ал-Ф., определяющие правила культа и порядок отправления мусульманами своих религиозных обязанностей. Причем в ряде стран (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Иордания, Марокко, Ливия и др.) такие обязанности (например, платить закат, совершать молитву, соблюдать пост) приобретают юридический характер, поскольку их несоблюдение влечет правовую, в том числе и уголовную, ответственность.
В современных условиях ал-Ф.-юриспруденция сохранил свое значение формального источника права. Это особенно характерно для стран, где действующие нормы ал-Ф.-права (особенно в области личного статуса) продолжают оставаться некодифицированными и применяются в традиционной форме трудов факихов определенного мазхаба. Так, в Саудовской Аравии шари‘атские суды применяют нормы, содержащиеся в официально утвержденных верховной судебной инстанцией книгах по ал-Ф.-юриспруденции ханбалитского толка. В ряде стран законодательство по личному статусу и уголовному праву предусматривает, что в случае отсутствия нормы в законе надлежит применять выводы ал-Ф.- юриспруденции. Аналогичный принцип устанавливают и гражданские кодексы некоторых стран (Египет, Сирия, Ливия, Ирак, Алжир, Кувейт, Афганистан и др.), фактически признающие выводы факихов источником решения дел в случае молчания закона. Кроме того, законодательство отдельных стран (ЙАР, Бахрейна, Афганистана, Ирана и др.) допускает возможность применения ал-Ф.-права по всем вопросам, не урегулированным законом. В настоящее время конституции многих исламских стран признают основополагающие и считающиеся неизменными нормы фикха главным источником законодательства, а конституция САР 1973 г. прямо закрепляет такую роль за ал-Ф. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по ал-Ф.-юриспруденции, а в отдельных странах (АРЕ, ЙАР и др.) создаются даже специальные комиссии для систематизации норм ал-Ф.-права по отдельным отраслям.
Такая политика государства по отношению к ал-Ф.-праву стимулирует современные разработки по ал-Ф.-юриспруденции, которые ведутся по двум основным направлениям. Первое из них, тесно связанное с теоретическим богословием, представлено традиционным жанром фатв (примером может служить двухтомный сборник фатв бывшего верховного муфти Египта Хасанайна Мухаммада Махлуфа, изданный в начале 50-х годов), а второе — произведениями по теории и истории ал-Ф., его основным источникам, подготовленными на основе методологии буржуазного правоведения. Широкое распространение в послевоенный период получили труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам ал-Ф.-права. Важное место в современной литературе по ал-Ф. занимают исследования, посвященные сравнительному изучению ал-Ф.- права в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем. С 50-х годов предпринимаются попытки подготовить энциклопедию ал-Ф. (в частности, в Сирии, Египте и Кувейте). Наиболее авторитетным изданием подобного плана является энциклопедия ал-Ф., носящая имя Гамаля Абдель Насера и выходящая в Египте с 1966 г.
Лит-ра: Мухаммад б. ал-Хасан аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ал-кабир. Каир, 1936; Мухаммад б. Идрис аш-Шафи‘и. Китаб ал-умм. 1—7. Каир, 1978; Бурхан ад-дин Али ал-Маргинани. Ал-Хидайа. 1—4. Таш., 1893; Мухи и ад-дин ан-Навави. Минхадж ат-талибин. 1—3. 258; Батавия, 1882—1885; Мухаммед б. Джузайй ал-Гарнати ал Малики, Каванин ал-ахкам аш-шар‘ийа ва маса‘ил ал-фуру‘ алфикхцйа. Бейрут, 1968; Ибн Халдун. Мукаддима. [Б. м., б. г.], 435—436, 449—451; Ибн ал-Баззаз. Фатава. 1 — 3. Казань, 1889; ал-Фатава ал-хиндийа. 1 — 6. Булак, 1892; Мусульманское право. Шариат и суд: Перевод применяемого в Оттоманской империи Гражданского Свода (Мэджеллэ). Пер. с тур. 1—3. Таш., 1911 — 1912; Мухаммад Кадри Баша. Китаб ал-ахкам аш-шар‘ийа фи-лахвал аш-шахсийа. Каир, 1928; Хасанайн Мухаммад Махлуф. фатава шар‘ийа ва бухус исламийа. 1—2. Каир, 1965; А- Э, Шмидт. Очерки истории ислама, как религии. — Мир ислама. СПб., 1912, 1/2, 197—202; Петрушевский. Ислам, 132—198; A.С. Боголюбов. К вопросу о рационалистическом принципе ар-ра‘й в раннемусульманской правовой науке.— Арабские страны: История, экономика. М., 1974. 25—28; Сюкияйнен. Право. 31—79. 112—228; Абу Захра. Та‘рих ал-мазахиб, 2; Мухаммад Йусуф Муса. Мухадарат фи та‘рих ал-фикх ал-ислами. 1—3. Каир. 1954—1956; Вахба аз-Зухайли. Ал-Фикх ал-ислами ва адиллатуху. 1—8. Дамаск, 1984; J. Schacht. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxf., 1950; N. J. Coulson. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964; Schacht. Introduction; H. J. Liebesny. The Law of the Near and Middle East: Readings, Cases and Materials. N. Y., 1975, 19—23, 44—45, 129—257; L Goldziher—J. Schacht. Fikh.— EI. NE, 2, 886—891; J. Schacht. Usul.— ShEI, 613—615.
Л.Р.Сюкияйнен