ал-Х̣АДЖЖ — хаджж, паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» (руки) ислама. X. обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые в состоянии совершить его; кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя «заместителя» (вакил ал-Х.). X. совершается в месяц зу-л-хиджжа принятого Мухаммадом лунного года и состоит из серии обрядов (манасик ал-Х.). Караваны паломников прибывают в Мекку к 7 зу-л-хиджжа. Пройдя очистительный обряд принятия ихрама, паломники совершают обряд «малого паломничества» (см. ‘умра, таваф, са‘й). Затем те, кто решил совершить ‘умру и X. раздельно, выходят из ихрама, обрезав прядь волос. Они возобновляют ихрам непосредственно перед X. Те же, кто решил объединить ‘умру и X. (киран), остаются в ихраме до окончания X. 7 зу-л-хиджжа паломники слушают хутбу и молятся в ал-Ка‘бе. На следующий день (йаум ат-тарвийа) они запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к долине ‘Арафат, Часть паломников проводит ночь с 8 на 9 зу-л-хиджжа в долине Мина, часть же располагается непосредственно в долине ‘Арафат. В полдень 9 зу-л-хиджжа начинается центральный обряд X.— стояние (вукуф) у горы ‘Арафат. Паломники слушают хутбу, молятся. Стояние продолжается до захода солнца. Затем паломники бегом устремляются в долину Муздалифа (ифада). Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы. 10 зу-л-хиджжа (йаум ан-нахр) после утренней молитвы паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат ал-йкаба), символизирующий Иблиса, преградившего путь Мухаммаду (см. Иблис, манасик). За этим обрядом следует жертвоприношение животных, купленных тут же у торговцев и бедуинов. 10 зу-л-хиджжа считается важнейшим мусульманским праздником и отмечается во всем мусульманском мире (см. ‘ид ал-адха, манасик). Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. Те, кто совершил X. без предварительного обряда ‘умры (X. ат-таматту‘), после тавафа выполняют са‘й. С 11 по 13 зу-л-хиджжа (аййам ат-ташрик) паломники продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина, где бросают камешки теперь уже во все три столба (джамрат ал-ула, джамрат ал-вуста, джамрат ал-‘акаба), занимаются собственными делами. Совершивший X. получает звание хаджжи и право носить зеленую чалму.
Обряды исламского X. восходят к доисламским языческим обрядам, значение которых дискутируется до сих пор. Формирование идеи исламского X. относят ко времени разрыва Мухаммада с иудеями Медины, когда ал-Ка‘ба была объявлена киблой (К. 2:142/136—150/145), а X.— обязанностью (3:97/91). Основные обряды X., по преданию, были определены самим Мухаммадом во время так называемого «прощального X.» (X. ал-вада‘) в 632 г. Впоследствии представители основных догматико-правовых школ подробно разработали ритуал паломничества.
Будучи своеобразной формой общения и идеологического единения, X. играл важную историко-культурную и социально-политическую роль в средневековом мусульманском мире. Свое идеологическое и политическое значение X. сохраняет и в настоящее время (форма единения мусульман, время встреч лидеров исламских государств и др.).
Лит-ра: Wensinck. Concordance, 1, 420—421; ал-Бухари. Ас-Сахих. 1, 384—443; ал-Газали. Ихйа’, 1, 215 — 242; Ибн Джубайр. Путешествие, 116—124; Snouck Hurgronje. Feest; Gaudefroy-Demombynes. Pèlerinage; Fahd. Le panthéon. Index; A. J. Wensinck, [J. Jomier]. Hadjdj.—EI, NÉ, 3, 33—40.
Д.В.Ермаков