ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала. В отличие от других суннитских мазхабов ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже затем оформилось в догматико-правовую школу. Появившееся в период острого социально-политического кризиса IX в. (см. михна), ханбалитство в своей теории и практике выразило взгляды наиболее консервативных сторонников традиционализма (ахл ал-хадис), явилось их своеобразной реакцией на изменения в социально-политической и религиозной жизни общества. Создатели ханбалитства, считавшие современную им эпоху периодом глубокого раскола мусульманской общины, главную причину кризиса видели в распространении спекулятивной теологии (калам), ее рациональных методов в догматике и праве. Идеологи ханбалитства выдвинули идею очищения ислама через обращение к сунне Пророка как к авторитетному источнику вероучения. Ранние ханбалитские сочинения отразили важный этап развития концепции сунны: сунна объявляется в них тафсиром к кораническому тексту (ас-сунна туфассиру-л-кур’ан), авторитет хадисов они поднимают почти до уровня текста Корана, утверждая, что их необходимо принимать на веру, исходя из принципа би-ла кайфа (не задавая вопроса «как?»). Важнейшим шагом в создании авторитета сунны стало объявление ее главным критерием определения истинности веры мусульманина.
Х. одними из первых приступили к систематизации традиционалистского вероучения. Этот процесс уже на раннем этапе (IX—X вв.) нашел выражение в создании ряда разных по жанру работ (‘акиды, сборники хадисов, сборники суждений ханбалитских авторитетов, специальные богословские сочинения), в которых излагались общие и частные положения традиционалистской интерпретации основ веры и права, истории мусульманской общины, была представлена традиционалистская доксография, рассматривались ключевые вопросы социально-политической организации общества. Для X. характерны простота, доступность догматических представлений, их не-элитарный характер в отличие, например, от му‘тазилитских догматов, ориентированных на образованную часть общества. X. выступили противниками как буквального (‘ала захирихи), так и аллегорического толкования текста Корана и хадисов, отрицали возможность любого рационального истолкования догматов веры. Будучи сторонниками безусловности божественного предопределения, X. тем не менее считали, что вера (иман) человека зависит от совершаемых им благих поступков (см. иман, му’мин). Включение в категорию «вера» человеческих поступков как главного условия ее совершенствования определило нравственную мотивацию социальной активности X. (в сравнении, например, с квиетизмом ранних мурджиитов). Важным аспектом ханбалитской идеологии стало отрицание любых нововведений (бид‘а) в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимые к нововведениям, X., однако, решительно выступали против любых крайних проявлений как в области веры, так и в области практической организации жизни общины. X. осуждали участие в смутах (фитна), считая лучшим способом восстановления порядка в общине выступление с наставлением (насиха) перед ее руководителями и рядовыми членами. X. требовали подчинения законному правителю, «справедлив он или нет». Они предписывали добывать «хлеб насущный» любыми дозволенными способами, противопоставляя принцип приобретения мирских благ (касб) суфийскому «упованию на Аллаха» (таваккул).
Уже в первой четверти X в. X. оставили идею объединения всей мусульманской общины. В это время в ханбалитской литературе утверждаются представления об элитарности «сторонников сунны» и, следовательно, самих X. как главных хранителей концепции сунны. Ханбалитские авторы сосредоточивают внимание на создании собственной системы этико-правовых предписаний, следование которым обеспечило бы, по их замыслу, сохранение чистоты вероучения и гарантировало бы правильную организацию жизни общины.
Хотя ханбалитская правовая школа (мазхаб ал-Х.) оформилась к началу XI в., обобщающие труды по ханбалитскому праву появились гораздо позднее. Один из них, Китаб ал-‘умда фи ахкам ал-фикх, принадлежит Муваффак ад-дину б. Кудаме (1146—1.223), второй, ас-Сийаса аш-шар‘ийа, написан в XIII в. Ибн Таймией. Главными источниками ханбалитского права являются Коран и сунна Пророка. X. признали согласие общины (ал-иджма‘), ограничив его первыми поколениями сподвижников и последователей Мухаммада. Формально отрицая любые. рациональные методы, X. фактически узаконили применение суждения по аналогии (ал-кийас).
Идеи X. нашли широкую поддержку средних и низших слоев городского населения Ирака, Хорасана, Сирии, Хиджаза, оказали заметное влияние на андалусскую традиционалистскую школу. В течение всего средневековья X., взявшие на себя роль носителей суннитского «правоверия», неоднократно становились во главе массовых городских движений. В новое время ханбалитские идеи «обновления» ислама через обращение к сунне Пророка, борьбы с нововведениями были возрождены ваххабитами, представителями исламского реформаторства. В настоящее время ханбалитская идеология широко используется «Братьями-мусульманами». Догматико-правовая школа X. официально принята в Саудовской Аравии.
Лит-ра: Ибн Ханбал. Муснад; Ибн Батта. Ал-Ибана; Ибн ал-Джаузи. Талбис; он же. Манакиб; Ибн Аби Йа‘ла. Табакат ал-ханабила; Ибн Кудама. Тахрим ан-назар фи кутуб ахл ал-калам. Ed. and transl. by G. Makdisi. L., 1962; Ибн Бадран. Мадхал ила мазхаб ал-ханабила. [Бейрут, б.г.]; Петрушевский. Ислам, 140—141; Д. В. Ермаков. Ахмад б. Ханбал и начало ханбалитства.— Религии мира, 1984, 175 —190; он же. Нововведение-бид‘а в раннеханбалитской идеологии. — ПП и ПИКНВ. 1985, 1, 144—150; А. Д. Кныш. Ханбалитская критика суфизма (по материалам «Талбис Иблис» Ибн ал-Джаузи). — Там же, 170—175; Goldziher. Die Zahiriten, Index; Patton. Ahmad ibn Hanbal; I. Goldziher. Zur Geschichte der hanbalitischen Bewegungen.— ZDMG. 19GS, 62, 1—28; H. Laoust. Le précis de droit d’Ibn Qudama. Damas, 1950; он же. Les premières professions; он же. La profession; он же. Le hanbalisme; L. Gardet. Importance historique du hanbalisme d’après un livre recént.— Arb. 1959, 6/3, 225 — 232; H. Laoust. Le hanbalisme sous les Mamlouks Bahrides (6.5(8—784/1260—1382).— REI. I960, 28/1, I—72; M. Allar. En quoi consiste l’opposition faite à al-Ash‘ari par ces contemporains hanbalites?— Там же. 1960, 26/1, 93—105; M. Seal. Muslim Theology. L., 1964, 96—126; Makdisi. Ibn ‘Aqil. Index; Z. Ahmed. Ahmad b. Hanbal and the problem of «Iman».— ISt. 1975, 12/4, 261—270; он же. Some aspects of the political theology of Ahmad b. Hanbal.— Там же. 1973, 12/1, 53 — 66; D. Gimaret. Théories de l’acte humain dans 1’école hanbalite.— BEO. 1977, 29, 157—178; G. Makdisi. The Hanbali Islam. Oxf., 1983; Laoust. Les schismes; он же. Al-Hanabila.— EI, NE, 3, 161 — 166; см. лит-ру к ст. Ахмад б. Ханбал, Ибн Таймийа, ал-ваххабийа.
Д.В.Ермаков