ал-Х̱АД̣ИР (ал-Хидр, Хидр, Хизр, Хадрати Хизр, Ходжа Хидр) — персонаж мусульманских преданий, праведник, один из первых людей, человек, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. Один из четырех «бессмертных» мусульманской мифологии наряду с ‘Исой, Илйасом и Идрисом. Живет якобы на островах, летает по воздуху, все время путешествует по миру, совершает ежегодные паломничества в Мекку, молится по пятницам в мечетях Мекки, Медины и Иерусалима. Он покровительствует плавающим по морю, его можно специальными молитвами призвать на помощь: он потушит пожар, спасет тонущих, оградит от краж, происков джиннов, укусов змей. Его цвет—зеленый, он олицетворяет жизнь растений, дарованную водой. Ал-Х. пользуется огромной популярностью в бытовом исламе, во многих мусульманских странах есть места поклонения ему, включающие в себя реликты доисламских верований, часто связанных с божествами плодородия. Для суфиев он — вали («святой»), один из самых почитаемых и могущественных. Иногда его считают самым главным из них.
Большинство комментаторов Корана идентифицируют с ал-Х. безымянного «раба из рабов» Аллаха (18:60/59—82/81), обладающего от Аллаха знаниями и опекаемого им. Путешествуя в поисках места «слияния двух морей», Муса (Муса б. ‘Имран или какой-то другой Муса) встречает этого «раба Аллаха» и просит разрешения путешествовать вместе с ним, чтобы черпать из его мудрости. Тот соглашается, но предупреждает, что у Мусы не хватит терпения, чтобы не порицать его поступки, и ставит условие не спрашивать об их причине. Муса не выдерживает этого испытания. Они плывут в рыбачьей лодке, и спутник Мусы делает в ней пробоину. Затем он убивает встреченного ими мальчика. Их плохо принимают в одном селении, но спутник Мусы по собственному желанию чинит там ветхую стену одного из домов. Раздраженный упреками и вопросами Мусы, его спутник расстается с ним, предварительно объяснив высшую мудрость своего поведения, добрую цель каждого поступка. Он спас рыбаков от более страшной доли — быть вместе с лодкой захваченными царем-тираном. Он убил в младенчестве человека, который должен был стать злодеем, дав тем самым родителям возможность родить другого, добродетельного сына. В отремонтированной стене был спрятан клад, и его нужно было сохранить там, чтобы его позже могли найти подросшие дети-сироты, которым он был предназначен Аллахом.
Этот рассказ совмещает в себе два распространенных сюжета. Один — путешествие в поисках «живой воды», восходящий к древнейшей ближневосточной мифологии (Гильгамеш) и далее к Роману об Александре. Второй — легенда типа «легенд о теодицее», имеющая много параллелей в мировом фольклоре (АТ, № 759). В различных арабских и персидских версиях Романа об Александре ал-Х. появляется как помощник и спутник Александра Зу-л-Карнайна в путешествии за «живой водой». Именно он находит этот источник и из него получает бессмертие.
У тюрок и других народов Средней Азии и Поволжья произошло сращение двух имен—Хизр-Илйас.
Мусульманский образ ал-Х.— один из ярких примеров того, как мусульманская культура сохраняет и перерабатывает образы древнейших мифологических фигур.
Лит-ра: Ибн Хишам. Тиджан, 95—104; ат-Табари. Та’рих, 1, 414—429; он же. Тафсир, 15, 176‘—188; ал-Мас‘уди. Мурудж, 4, 216; ас-Са‘лаби. Кисас, 122—130; ал-Киса’и. Кисас, 230—233; ас-Сиджистани. Ал-Му‘аммарин, 3; Nöldeke. Beiträge; Л. Hartmann. Zur Erklährung von Sure 18, 59 ff.— ZA. 1910, 24, 307—315; Horovitz. Untersuchungen, 43, 141 — 143; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 366—370; Paret. Kommentar, 316—318: A. J. Wensinck. Al-Khadir.— EI, NE, 4, 902—905.
М.Б.Пиотровский