Апанаевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры второй половины XVIII в., относящийся к типу двухэтажных, двухзальных мечетей с минаретом на крыше. А. М. была построена на средства купца Якупа Султангалеева, отсюда ее другое название — Галеевская; она известна также как Вторая соборная (с ее строительством образовался второй официально зарегистрированный мусульманский приход в г. Казани) и Байская (Байлар).
Первоначально здание было вдвое короче и состояло из молельного дома и вестибюля, разделенных поперечной стеной, на которую опирался восьмигранный минарет, прорезавший четырехскатную килевидную крышу. На первом этаже размещались вестибюль с лестницей на второй этаж и служебно-складские помещения. Второй уровень вестибюля был анфиладно связан с молельным залом. Помещения перекрывались сводами, украшенными пышной барочной лепниной. Углы здания были раскрепованы сдвоенными и одинарными в простенках окон пилястрами криволинейного абриса. Прямоугольные окна второго этажа имели пышные наличники с трехступенчатыми арочными сандриками на пилястрах. Дверные и оконные проемы первого этажа аналогичных, но более скромных форм.
В 1872 г. А. М. была расширена в северном направлении. Двухэтажная пристройка, включавшая дополнительный зал и новый вестибюль, была решена (архитектор П.И.Романов) в абсолютно идентичных формах. Новый восьмигранный двухъярусный минарет был возведен на стыке нового и старого объемов. На него вела внутристенная лестница. После реконструкции во второй половине XIX в. в стилевом оформлении мечети сохранилось сочетание форм московского барокко и элементов татарского декоративного искусства.
Одним из первых имамов А. М. был С.Сагитов, учившийся в Хиджазе и в Бухаре и учредивший во втором приходе мадрасу. До последней четверти XIX в. священнослужители А. М. ориентировались на традиции мусульманского Востока, в частности Бухары. Затем наступил период утверждения в приходе новометодного образования. А. М. обслуживала самый богатый приход (махалла) города, родовое гнездо известного купеческого рода Апанаевых, поэтому содержание мечети и его служителей по праву считалось одним из лучших в городе. В начале XX в. в приходе А. М. насчитывалось 300 душ мужского пола при 38 домовладельцах.
Ныне от одной из интереснейших по архитектуре мечетей в стиле барокко сохранился лишь прямоугольный остов со следами былой пышной отделки на фасадах. Сохранились угловые и большая часть простеночных пилястр и венчающий карниз. В 30-е гг. XX в. были безжалостно разрушены минарет и своды перекрытия второго этажа с крышей. Уничтожены интерьеры, заложены старые и пробиты два ряда новых окон. Здание перепланировано для нужд детского сада.
Лит-ра: Халитов. Архитектура мечетей, 86–91, 123, 130; Салихов, Хайрутдинов. Памятники, 80–81.
Х.Г.Надырова