ар-РА̄ЗӢ, Фах̮р ад-дӣн ‘Абдалла̄х б. Мух̣аммад (1149—1209) — видный представитель аш‘аритского калама. Родился в Рее. Первоначальное образование в области шафи‘итского фикха, усул ал-фикх и калама получил под руководством отца, бывшего хатибом города (отсюда прозвание ар-Р.— Ибн ал-Хатиб), и ал-Камала ас-Симнани, а по философским наукам — у Маджд ад-дина ал-Джили. Ар-Р. много скитался по городам Среднего Востока, служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Последние годы жизни он провел в Герате, где основал Мадраса. Ар-Р. полемизировал с му‘тазилитами, ханбалитами, исма‘илитами и особенно с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама. Согласно преданию, ар-Р. был отравлен по их наущению. По некоторым положениям он критиковал также восточных перипатетиков (расширив круг вопросов, по которым их критиковал Абу-л-Баракат ал-Багдади) и вместе с тем стремился к сближению калама с фалсафа. Согласно средневековым источникам, к концу жизни он отказался от калама и перешел в суфизм (сохранился текст послания к нему Ибн ‘Араби, в котором рассматривается это событие).
Ар-Р. был знаменит активностью и резкостью в борьбе со своими идейными противниками. Эта борьба составляла значительную часть его деятельности и, в свою очередь, порождала активное противодействие. В частности, протесты вызывали его попытки сблизить калам и фалсафа, так что в мусульманской традиции за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. Ар-Р. выступал против позиции ал-Газали по отношению к фалсафа. Ему принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих ал-гайб, считавшийся как бы ответом на му‘тазилитский тафсир аз-Замахшари. В мусульманском мире этот тафсир традиционно считают несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма. Ар-Р. составил также комментарий к дивану Абу-л-‘Ала’ ал-Ма‘арри, свидетельствующий о его высокой оценке творчества этого арабского поэта-скептика.
Лит-ра: ар-Рази. Мафатих ал-гайб. 1—32. Каир, 1933; он же. Асас ат-такдис фи‘илм ал-калам. Каир, 1328 г.х.; он же. Джами‘ ал-‘улум. Тегеран, 1331 г.х.; он же. Ар-Рисала ал-камалийа фи-л-хака’ик ал-илахийа. Тегеран, 1335 г. х.; он же. Чахардах рисала. Тегеран, 1340 г. х.; он же. Ал-Мабахис аш-шаркийа. Тегеран, 1966; он же. Лубуб ал-ишарат. Каир, 1350 г.х.; он же.; Ал-Арба‘ин фи усул ад-дин. Хайдарабад, 1353 г.х.; он же. И‘тикадат фирак ал-муслимин ва-л-мушрикин. Каир, 1938; он же. Мухассал афкар ал-мутакаддимин ва-л-мута’аххирин. Каир, 1363 г.х.; Н. Наймов. Фахриддин Рази. — Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Таш., 1972, 199—233; Я. Кулматов. Фахриддин Рази. Душ., 1980; Дж. Канавами. Фахр ад-дин ар-Рази. — Ила Тахи Хусайн фи ‘ид миладихи ас-саб‘ин. Тунис, 1974; М. ‘Абд ал-Хамид. Ар-Рази муфассиран. Багдад, 1974; М. Ибн ‘Ашур. Ал-Мухадарат ал-магрибийат. Тунис, 1974; А. ал-Маддуб. Ар-Рази хилал тафсирихи. Триполи, 1980; М. Ногten. Die philosophischen Ansichten von Razi und Tusi. Bonn, 1910; он же. Die speculative und positive Theologie des Islam nach Razi und ihre Kritik durch Tusi. Lpz., 1912; R. Arnaldez. Apories sur la prédestination de Razi. — MIDEO. 1950, 61/6, 123 — 136; F. Kholeif. A Study on Fakhr al-Din al-Razl. Beirut, 1966.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев