ас̣-С̣АЛА̄Т (перс. намаз) — каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Моление первых мусульман состояло в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. Порядок молений Кораном ясно не предписан, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, некоторые движения, молитвенные формулы и др. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрабатывалось практически в течение более чем полутораста лет, пока все элементы не были сведены воедино и зафиксированы письменно Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).
Основой ас-С. является рак‘ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке: молящийся, не надевая обуви после омовения (вуду’), становится лицом к Мекке (кибла) и, опустив руки вдоль тела, произносит вслух или про себя формулу намерения (нийа) совершить определенную молитву; подняв руки на уровень лица, ладонями от себя, произносит формулу возвеличения Аллаха (такбир); взяв левую руку в правую и прижав их к груди (кийам), произносит Фатиху и какую-либо короткую суру Корана, вслед за этим совершает поясной поклон (руку‘), упираясь руками в колени, и произносит хвалу Аллаху; выпрямившись и держа руки вдоль тела, произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» (тасми‘); опускается на колени, совершает земной поклон, касаясь лбом земли (суджуд); выпрямившись, садится на пятки (джилса) и произносит слова: «Велик Аллах»; повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки (одна в другой). Таков порядок одного рак‘ата. Если молящийся во время молитвы хочет повторить рак‘ат, то снова произносит формулу намерения и все движения повторяются в том же порядке. Если же моление заканчивается, то молящийся, продолжая сидеть на пятках, произносит формулу шахады (ташаххуд), затем поворачивает голову к правому плечу и произносит приветственную формулу «Мир вам и милосердие божье». Этим ас-С. заканчивается. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься только по-арабски, они могут иметь некоторые различия в зависимости от богословско-правовой школы (мазхаба).
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард): первая молитва на рассвете (с. ал-фаджр или с. ас-субх) состоит из двух рак‘атов, в полдень (с. аз-зухр) — из четырех, предвечерняя (с. ал-‘аср) — также из четырех, на закате (с. ал-магриб) — из трех, с наступлением ночи (с. ал-‘иша’) — из четырех, дополнительная ночная молитва (витр) может включать до тринадцати рак‘атов. При необходимости можно объединять две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Сверх этих молитв может быть любое число добровольных молитв (нафила), ночная молитва (см. ат-тахаджжуд) считается проявлением особого благочестия. Кроме того, возможно прямое обращение к богу (мунаджат, ду‘а’), произносимое на любом языке, вуду’ и рак‘аты при этом не нужны.
С. может совершаться индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденный в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Место, на котором совершается ас-С., должно быть ритуально чистым (см. тахара), кроме того, молящийся расстилает саджжаду. При коллективном молении молящиеся становятся рядами, а кто-то один (обычно имам, но необязательно), стоя впереди спиной к остальным, руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин. Если же это не представляется возможным, они становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, плакать, совершать посторонние движения, откашливаться и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды могут упрощать обряд ас-С. как им удобно, вплоть до ограничения мысленными движениями. В походных условиях можно молиться без омовения (вуду’), во всякое время и в любом положении, даже лежа. Обряд ас-С. одинаково исполняется последователями всех мазхабов и общин, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность.
В настоящее время в большинстве мусульманских стран сколько-нибудь строгого контроля за выполнением молитвенного обряда нет, и его отправление является делом совести каждого отдельного человека.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Асл, 1, 135 и сл.; Zaid ibn ‘Ali. Corpus juris, 21—66; ал-Газали. Ихйа’, 1, 134—187; Садр аш-шари‘а. Мухтасар, 12—37; ат-Та’и. Та‘лим, 16—42; A. J. Wensinck. Salat. — EI, 4, 103—112.
А.С.Боголюбов