ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов». На первых этапах развития калама эквивалентом ас-С. выступал термин ма‘ани («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (му‘тазилит Абу Шахим ал-Джубба’и, аш‘ариты ал-Бакиллани, ал-Джувайни и Фахр ад-дин ар-Рази) вместо термина ас-С. использовали термин ахвал («состояния», модусы), ввиду чего их называли асхаб ал-ахвал («сторонники концепции состояний»).
Признание наличия у бога положительных ас-С. получило наименование исбат («утверждение»), а его сторонники назывались ас-сифатийа (сифатиты); отрицание же этого именовалось догматиками-традиционалистами та‘тил («лишение», т. е. лишение бога атрибутов), а его сторонники назывались ал-му‘аттила. К последним относили фаласифа, в частности Ибн Сину и его последователей, по учению которых богу можно приписывать только соотносительные атрибуты (С. ал-идафа), такие, как «первопричина» (данный атрибут указывает на соотнесенность бога с тварным миром как причинно обусловленным), и атрибуты негативные (С. ас-салб), такие, как «извечный» (атрибут, отрицающий начало существования бога). Как та‘тил квалифицировалась также точка зрения му‘тазилитов, не признававших реальность ас-С. в качестве характеристик, выражаемых в субстантивированной форме («знание», «могущество» и т. п.) и отличных от божественной сущности.
Согласно наиболее распространенной классификации, ас-С. делились на сущностные атрибуты (С. аз-зат, ас-С. аз-затийа), например «самодостаточный», и атрибуты действия (С. ал-фи‘л, ас-С. ал-фи‘лийа), например «питающий». Встречается деление ас-С. на сущностные (затийа, нафсийа), описательные (васфийа, ма‘навийа, хабарийа), например «знание», «жизнь», и атрибуты действия (фи‘лийа). В суфизме выделялись атрибуты красоты (С. ал-джамал), такие, как «знающий», «милосердный», и атрибуты величия (С. ал-джалал), такие, как «великий», «могущественный», а кроме того, и атрибуты совершенства (С. ал-камал), относящиеся одновременно и к красоте, и к величию бога, такие, как «творец», «самодостаточный». Помимо этого суфии говорили о божественных именах (ал-асма’ ал-илахийа), приложимых к самому богу, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные (затийа, например Аллах), атрибутивные (сифатийа, например «знающий») и обозначающие действия (аф‘алийа, например «творец»).
Аш‘ариты считали ас-С. и не тождественными самому богу, его сущности, и не отличными от него. Асхаб ал-ахвал характеризовали модусы бога как нечто и не-сущее, и не не-сущее. В спекулятивном суфизме (в частности, у Ибн ‘Араби) божественные имена рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки (би-л-и‘тибар). Суфии и последователи ал-Матуриди говорили об извечности ас-С. всех разрядов, а аш‘ариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов.
Лит-ра: Wolfson. The philosophy.
Тауфик Камель Ибрагим, А. В. Сагадеев