ас-СУЛАМӢ, Абӯ ‘Абд ар-Рах̣ман Мух̣аммад б. Х̣усайн (937 или 942—1021) — крупный представитель хорасанской школы суфизма, автор многих «классических» суфийских сочинений. Родился в Нишапуре в семье, связанной с суфизмом давней традицией. Хирку ас-С. получил от своего отца, однако наибольшее влияние на формирование его как суфия оказал его дед по матери Исма‘ил б. Нуджайд — умеренный маламати. Хадисам и фикху ас-С. обучался у ас-Сибги, ал-Асамма, ад-Даракутни и др. Среди его суфийских наставников были известные суфии ас-Саррадж, ан-Насрабази, ас-Су‘луки и др. Ас-С. много путешествовал. Посетил Ирак, Сирию, Хиджаз и восточные области Халифата. Подолгу жил в Багдаде. Вернувшись в Нишапур, предоставил свой большой дом и библиотеку в распоряжение суфиев, которые продолжали пользоваться ими и после его смерти. Основанная им суфийская обитель (дувайра суфийа) получила его имя.
Ас-С. приписывают более 100 сочинений, из которых сохранилось ок. 30. Наибольшую известность получил его свод суфийских биографий Табакат ас-суфийа — самое раннее из дошедших до нас сочинений подобного жанра, содержащее ценные сведения об аскетах и мистиках IX—X вв. На этом труде основывались более поздние суфийские биографы. В суфийских кругах были также популярны трактаты ас-С. по суфийской этике и «психологии»: ‘Уйуб ан-нафс ва мудаватуха, Адаб ас-сухба, Рисалат ал-маламатийа и др. Резкую критику со стороны факихов встретило самое крупное сочинение ас-С.— Хака’ик ат-тафсир, где была тщательно воссоздана предшествующая суфийская традиция символико-аллегорического истолкования текста Корана (та’вил). Туда вошли, в частности, экзегетические высказывания, приписываемые Джа‘фару ас-Садику, Ибн ‘Аббасу, а также суфиям-теософам ат-Тустари, ан-Нури, ал-Халладжу. Тафсир ас-С. наглядно показал близость и общие корни шиитского и суфийского эзотеризма.
Ас-С. стал одним из зачинателей и классификаторов зарождавшейся суфийской науки (‘улум хазихи-т-та’ифа, ‘илм ат-тасаввуф). Отстаивая правомочность существования суфизма в исламе, он обращался за доказательствами к Корану, сунне Пророка, высказываниям и образу жизни ранних суннитских авторитетов. Описывая суфийскую традицию, ас-С. предпочитал умалчивать о наиболее смелых теософских положениях ал-Бистами и ал-Халладжа, чтобы избежать критики со стороны традиционалистов. В то же время он достаточно терпимо относился к экстатическому поведению во время радений (сама‘), что не преминули поставить ему в вину его противники.
Биографы ас-С., признавая его обширные познания в области сунны, полагали, что он «фабриковал для суфиев хадисы» и был «ненадежным передатчиком» (гайр сика). Резко критиковал ас-С. ханбалит Ибн ал-Джаузи.
Ас-С. оставил множество учеников, среди которых выделяются продолжатель его дела ал-Кушайри и знаменитый хорасанский ученый-историк ал-Байхаки, слушавший у него хадисы. Как идеолог «умеренного», практического суфизма, ас-С. стал связующим звеном между ас-Сарраджем и ал-Кушайри. От последнего его традиция перешла к ал-Газали, высоко ценившему автора Табакат и даже оправдывавшему его суфийский Тафсир.
Лит-ра: ал-Багдади. Та’рих Багдад, 2, 248—249; аз-Захаби. Тазкира, 3, 248—250; Ибн ал-‘Имад. Шазарат, 3, 196—197; ас-Сулами. Табакат; он же. Adab al-suhba. Ed. M. J. Kister. Jerusalem, 1954; он же. ‘Уйуб ан-нафс ва мудаватуха. Тахкик М. ‘Абд ал-Мун‘им Хафаджи ва ‘Абд ал-‘Азиз Шараф. Бейрут, 1981; Hartmann. Risalat; Massignon. Essai, 359—412; GAS, 1, 671—674; Бертельс. Суфизм, 219—224; P. Nwyia. Le Tafsir mystique attribué à Ğa‘far Sadiq.— MUSJ. 1968, 43/4, 180—230; Böwering. Mystical Vision; al-Ghazali. Al-Risalat al-laduniyya.—JRAS. 1938, 2, 190.
А. Д. Кныш