ас-СУХРАВАРДӢЙА—суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168) к ‘Али б. Аби Талибу через Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.) и ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.). Ас-С.—городское братство, рекрутировало своих членов среди ремесленно-торгового населения и образованных слоев феодального общества. Основателем ас-С. как самостоятельного пути мистической философии и духовно-религиозной практики (тарика) считается Шихаб ад-дин Абу Хафс ‘Умар ас-Сухраварди (1145—1234-35), который сделал это под влиянием своего дяди Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (ученик Ахмада ал-Газали, проповедник, мударрис и ра’ис Мадраса Низамийа в Багдаде); Абу Хафс обучался на первых порах в его рибате на берегу Тигра. Абу Хафс возводил свой род в 13-м колене к Абу Бакру; суннитский проповедник умеренных взглядов и суфийский наставник, он был не теоретиком мистицизма, а выдающимся учителем и воспитателем (шайх ат-та‘лим ва-т-тарбийа). Ученики отовсюду стекались к нему в Багдад, где он читал лекции в обители (рибат Марзбанийа), построенной для него халифом ан-Насиром (1180—1225). В их числе был знаменитый персидский поэт Са‘ди Ширази (ум. в 1292 г.). Абу Хафс написал ряд книг и посланий по суфизму, в том числе ‘Авариф ал-ма‘ариф, ставший нормативным трудом по вопросам этики и практики суфизма для всех последующих поколений суфиев. Он вел активный образ жизни, отказался от практики длительных постов и затворничества и поддерживал постоянные связи с властями предержащими. Он несколько раз выполнял поручения халифа ан-Насира, отправляясь с дипломатическими поручениями к правителю сельджукидского султаната в Конье Кай-Кубаду (1219—1236), в Каир к Айюбиду ал-Малику ал-‘Адилу I (1200—1218) и в Бухару к Хорезмшаху Мухаммаду (1200—1220). Тот же халиф пожаловал ему звание шайх аш-шуйух — официального руководителя всех суфиев Багдада. Он оказал помощь халифу в организационном оформлении движения аристократической футуввы и пропаганде идей последнего, тесно связанных с учением раннего суфизма. Считается, что движение было специально создано для широкого распространения учения ас-С. Связь с футувва отразилась на введении в ас-С. обряда опоясывания (шадд) при ритуале инициации. Абу Хафс признавал как тихий, так и громкий зикр, отправляемый коллективно либо индивидуально, но резко выступал против практики радений (сама‘, хадра), полагая ее несовместимой с нормами шари‘ата.
За исключением Индии, ас-С., несмотря на весь авторитет своего учения и популярность личностей основателей, привлекших к нему массу последователей в мусульманском мире, так и не смогло оформиться в организацию с единой системой соподчинения обителей, внутренней иерархией и центром-резиденцией верховного руководителя, т. е. в братство. Оно осталось лишь «пунктом приписки» для многих ветвей, групп, общин и отдельных выдающихся деятелей суфизма (иногда с противоположными взглядами).
Братство ас-С. распространилось в Индии (Синд, Пенджаб, Мултан, Гуджарат) в первой половине XIII в. и вскоре стало (наряду с чиштийа) одним из самых влиятельных благодаря активной деятельности ряда учеников Шихаб ад-дина ас-Сухраварди. Основную роль сыграли: шайх Hyp ад-дин Мубарак Газнави (ум. в Дели в 1235 г.) — шайх ал-ислам Дели в правление султана Ильтутмыша (1211 —1236), кади Хамид ад-дин Нагори (ум. в 1274 г.) — страстный популяризатор радений (сама‘) и шайх Баха’ ад-дин Закарийа (1182—1262). При внуке последнего, Рукн ад-дине Фазлаллахе (ум. в 1335 г.), индийское ас-С. добилось пика своего влияния в Делийском султанате. В целом ас-С., продолжая традиции своих основателей, вело активную политическую линию, ее представители часто бывали при дворе делийских султанов, не отказывались от почестей и подношений (например, Рукн ад-дин Фазлаллах принял в дар в качестве вакфа обители в Дели сто селений от султана Тоглука I), а центральная обитель ас-С. в Мултане по своей пышности и великолепию не уступала дворцам знати. В отличие от чиштийа братство строго придерживалось шари‘ата и не признавало радения законной практикой в той форме, которая была принята среди чиштийа.
В начальный период своей деятельности в Индии ас-С., сыграло значительную роль в деле консолидации пришлого мусульманского меньшинства. Позднее, распространившись по региону, братство успешно функционировало в виде сотен локальных групп, выполнявших, приспособляясь к религиозным чувствам местного населения, миссионерские задачи. В свою очередь, ас-С. не избежало влияния религиозного окружения — многие его ветви вобрали в себя местные пантеистические учения; из учений йоги они заимствовали суровую аскетическую дисциплину, безбрачие, отказ от мясной пищи. Часть этих самостоятельных линий-ветвей получила в XVII в. в Индии известность как би-шар‘, т. е. братство, которое не придерживается норм шари‘ата. Наиболее значительные ветви ас-С.: баха’ийа, пир-джамалийа, махдумийа, шаттарийа, ‘ишкийа, мираншахийа, гаусийа, джалалийа, даулатшахийа. В основном ас-С. в мировоззренческом аспекте следовало доктринам учений Абу Хамида ал-Газали, обоих ас-Сухраварди (дяди и племянника) и Ибн ‘Араби. Практикуется громкий коллективный зикр, начало которого — формула шахады. Формула тихого личного зикра семичастная: зикр-и тахлили (первая часть шахады, без имени пророка), Аллах, хува, хайй, вахид, ‘азиз, вудуд (ср. ал-кадирийа; у накшбандийа три последние части — хакк, каххар, каййум). Инициация проходила в два этапа, период новитата длился от трех до шести месяцев. Во время прохождения Пути мистического познания до инвеституры салик («ищущий», «странник», «вставший на Путь») каждый день рассказывал руководителю свои сны, поскольку считалось, что сны отражают успехи или неудачи дарвиша в духовной эволюции. Члены ас-С. носили (в зависимости от времени и региона) дарвишский колпак (тадж), сшитый из 4, или 5, или 12 клиньев. Цвет значения не имел.
Лит-ра: ‘Awarif al-ma‘arif, 3 — 17; Djami. Nafahat, 478—479, 544—545; Дара Шекух. Сафинат, 1136—1246; Джалалабади. Тарик, 372—378; Хазинат, 2, 2—118; Ahmad. Sufi and Sultan, 142—144, 145, 147, 150; Rizvi. Muslim revivalist, 22—28; Brown. Darvishes, 158—161; Trimingham. Orders, Index, App. B; Schimmel. Dimensions, 244—246, 351—354.
О.Ф.Акимушкин