ат-Тирмизи, Мухаммад б. ‘Али Абу ‘Абд Аллах ал-Хаким (ум. в конце IX в.), — крупнейший представитель восточноиранского суфизма. Родился в г. Тирмизе/Термезе. Согласно «автобиографии», с восьми лет усердно занимался религиозными науками. Двадцати восьми лет от роду отправился в Макку/Мекку. Вернувшись из паломничества, ат-Т. стал на суфийский путь: уединялся от людей, умерщвлял плоть, изучал мистические трактаты. Среди его суфийских учителей называют известных хорасанских шайхов Абу Тураба ан-Нахшаби, Йахйу ал-Джалла’, Ахмада б. Хадравайхи и др. Большую роль в судьбе ат-Т. сыграла его жена, очевидно полностью разделявшая его взгляды. Проповеди и сочинения ат-Т., прежде всего ‘Илал аш-шари‘а и Хатм ал-аулийа’, в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о различных категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков», вызвали недовольство факихов и власть имущих. Спасаясь от гонений, ат-Т. вынужден был перебраться в Балх, затем в Нисабур/Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Когда в результате изменения политической ситуации противники ат-Т. вынуждены были эмигрировать, он смог вернуться в родной город. Там он и умер, окруженный учениками и последователями. Среди них заслуживают упоминания в первую очередь Абу ‘Али ал-Джузджани и Абу Бакр ал-Варрак.
Значение ат-Т. для истории суфизма определилось главным образом его сочинениями, число которых приближается к восьмидесяти. Изложенные в них учения о «душе», ее «состояниях» и «движениях», о способах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о страдании как очищении и т.п. оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию. Высшим доступным человеку знанием ат-Т. считал мистический «гносис» (ма‘рифа, или хикма), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания (‘илм), сводящегося к истолкованию и применению положений шари‘ата, «гносис» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «божественную сущность». Если ‘илм можно обрести в процессе обучения, то мари‘фа — это милость, которую Бог дарует своим избранникам. Сфера и время применения ‘илм ограниченны, тогда как ма‘рифа не имеет пределов. «Гносис» доступен лишь тем людям, чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Богу. Такими людьми ат-Т. считал суфийских «святых». Именно «гносисом» они отличаются от прочих верующих.
Вероятно, ат-Т. был первым, кто теоретически обосновал суфийские представления об аулийа’, фактически уравняв их в «правах» с «посланниками» (русул) и «пророками» (анбийа’). Его идеи о соотношении «пророчества» и «святости», об иерархии «святых» в суфизме получили развитие у Ибн ‘Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трактатов ат-Т.
Как отмечают исследователи, ат-Т. был, вероятно, знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Отдавая должное глубине его знаний и широте кругозора, современники дали ему почетное прозвание ал-Хаким (Мудрец).
Лит-ра: ас-Сулам и. Табакат, 212-215; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 29; ас-Субки. Табакат, 2, 20; аз-Захаби. Тазкира, 2, 218— 219; ат-Тирмизи. Хатм; al-Hujwiri. Kashf, 141-142, 210-241; ‘Аттар. Тазкира, 2, 91-99; Massignon. Essai, 286-294; N.Heer. Some biographical and bibliographical notes on al-Hakim al-Tirmidhi // The World of Islam: Studies in Honour of Philip Hitti. L ., 1959, 121-134; M.al-Geyoushi. Al-Tirmidhi’ s theory of gnosis // IQ. 1971, 15/4, 164-188; В Radtke. Der Mystiker al-Hakim at-Tirmidi // DI. 1980, 57/2, 237-245; он же. Al-Hakim at-Tirmidi, ein islamischer Theosoph des 3./9. Jahrhunderts. Freiburg, 1980
А.Д.Кныш
В 7 км к северо-западу от г. Тирмиза/Гермеза — административного центра Сурхандарьинской области Республики Узбекистан — находится архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи. Он расположен в 300-400 м от Аму-дарьи у северозападного угла цитадели, на территории рабада Старого Термеза и занимает площадь около 570 кв. м. Сформировался, вероятно, на основе ханаки ат-Тирмизи. Ханака была отстроена в IX в. на месте разрушенного буддийского храма. Она состояла из двора (12×12 м), огороженного стеной из сырцового кирпича с входом с юга. В ее северо-восточном углу располагалась келья (4,1х2,3 м) ат-Т., сохранившаяся в позднем варианте из жженого кирпича. Мистика похоронили у юго-западного угла ханаки, в мавзолее из сырцового кирпича, обращенного входом на юг. К его восточной стене пристроили крошечную кари’-хану и малый мавзолей, где, по преданию, похоронен сын ат-Т. — ‘Абд Аллах.
Архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи. Интерьер мавзолея ал-Хакима ат-Тирмизи.
Фото из архива В.М.Филимонова
В X в. здания снесли, на остатках стен возвели новые из жженого кирпича. Мавзолей ат-Т. (4,7×5,1 м) приподнят на платформе, перекрыт пологим куполом. Мавзолей ‘Абд Аллаха (2,5х2,5 м) обращен входом на юг и соединен с мавзолеем ат-Т. широким арочным проемом. Кари’-хана (1,75×1,25 м) имеет узкие вертикальные прорези, выходящие в оба мавзолея и во двор ханаки, таким образом, голос хафиза или кари’ читавших заупокойную молитву, был слышен во всех помещениях. Ограждение двора также вывели из жженого кирпича, им же облицевали стены старой кельи суфия. К югу от ханаки располагались хозяйственные постройки. К ним по керамическим кобурам поступала вода. Здесь готовили пищу для обитателей ханаки и паломников. У западной стены обители образовалось кладбище желавших после смерти приобщиться к святости ат-Т., а к северу и востоку располагались глубокие чилла-ханы, вырубленные в материковом песчанике. Они были сооружены еще буддийскими монахами и позднее использовались членами суфийского братства хакими (хакимийа).
На протяжении ХI-ХII вв. на территории ханаки проводились большие строительные работы. В западной части двора возводится здание поминальной мечети в виде трехкупольной галереи (айвана), примкнувшей к мавзолею ат-Т. и обращенной тремя арками во двор. Ее стены и колонны декорированы парной кладкой кирпича. Михрабная ниша подчеркнута широкой рамой, в поле которой размещалась рельефная надпись. Она была собрана из фигурных терракотовых элементов, фон между ними заполняла ажурная ганчевая резьба. Келья ат-Т. к тому времени на метр «вросла» в грунт, ее стены в интерьере также были облицованы парной кладкой жженого кирпича.
Архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи.
Мавзолей ал-Хакима ат-Тирмизи, западная стена надгробия.
Фото из архива В.М.Филимонова.
Архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи. Вид с юго-запада. 80-е годы X X в.
Фото из архива В.М.Филимонова
Реконструирован был мавзолей ат-Т.: часть его северной стены Разобрали и соорудили широкий арочный проем, выходящий в мечеть. Интерьер покрыли сплошным ковром резного ганча. Его глубокая, сочная резьба выполнена в двух планах и усложняется от стен к куполу. На стенах расположены довольно крупные трилистники, построенные на косой сетке квадрата. Они отделены от купола широким эпиграфическим фризом, где почерком куфи вырезан фрагмент популярной в эпитафиях 36-й суры Корана. В чаше купола размещены пять крупных медальонов, заполненных геометрическим орнаментом — гирихом, построенным вокруг центральной розетки, в которой почерком куфи выведено слово «Аллах». Аналогичные розетки связывают центральный медальон в зените купола с остальными четырьмя, между последними — нарядные фигуры, напоминающие вазы. Все главные элементы орнамента объединяют переплетающиеся ленты обрамлений, образующие изящные розетки. Свободное пространство заполнено стилизованными растительными и геометрическими узорами в виде причудливых сплетений, спиралей, завитков, звездочек и кругов. Резные розетки со словом «Аллах» в центре и стилизованными растительными орнаментами обрамляли снаружи арку над южным входом мавзолея ат-Т. Снаружи, к восточной стене ханаки, пристраивали мавзолеи, декорированные резным ганчем.
В третьей четверти XII в. предпринимается ремонт зданий ансамбля. Декоративное оформление главного мавзолея было отреставрировано, и в него ввели еще один пояс эпиграфики. Для этого часть орнаментов сбили, на их месте по периметру стен нанесли историческую надпись, выполненную почерком насх. Сохранился фрагмент текста, содержащий, надо полагать, имя донатора ремонта, отождествляемого с правителем Термеза Ахмадом б. Аби Бакром б. Кумачом (в надписи — султан Востока Абу-л-Музаф- фар Ахмад Тоган-тегин), чеканившим монеты в 1153-1179 гг. Интерьер поминальной мечети также был декорирован резным ганчем: в панели здания преобладают сложные звездчатые гирихи и стилизованные растительные узоры. Плоскости стен и колонны украшены имитацией узорных кирпичных кладок. Декоративная резьба помещений была тонирована желтым и черным пигментами. Так, на куполе главного мавзолея сочным желтым цветом были покрыты основные обрамления медальонов, ваз и эпиграфических фризов, а их заполнение — гирихи, стилизованные растительные орнаменты и буквы надписей— черным. Двор перед мечетью выстлали кирпичным паркетом с узором «в ёлочку», при этом перекрыли остатки стен древней кельи ат-Т. Вероятно, этот ремонт ансамбля отмечает рубеж в смене его функции: из ханаки суфийского братства хакимийа он постепенно превращается в мемориально-культовый комплекс — мазар.
В первой половине XIII в., после разрушения Старого Термеза монголами, мазар некоторое время находится в упадке. Во второй половине XIII — XIV в. ансамбль постепенно расстраивается. У юго-восточного угла хазиры появляется мавзолей, интерьер которого декорируется резьбой по ганчу низкого качества. Вскоре здание разбирается, на его месте отстраивается монументальная ханака (зал 10×10 м), западным фасадом вплотную примкнувшая к ограждению мазара. Входы на северном и южном фасадах оформлены порталами. На осях квадратного зала располагаются сводчатые ниши, фланкированные на углах круглыми колонками. По сторонам северной ниши в стене устроены входы на лестницы, ведущие на кровлю. Большой купол опирается на восьмигранный ярус арок и арочных парусов. В арках на осях стен устроены стройные оконные проемы, прикрытые ганчевыми панджара. В юго-западном углу зала во время строительства была оставлена каморка, в торце которой сохранились остатки надписи, принадлежавшей разобранному мавзолею. Каморка являлась безымянным мазаром, где паломники оставляли калапуши, тряпицы и шарики.
Параллельно с возведением большого купольного здания ремонтировали мавзолеи. К южному фасаду мавзолея ат-Т. пристроили небольшой портал из жженого кирпича, закрывший древнюю орнаментацию памятника. Вероятно, по велению Тимура, неоднократно совершавшего зийарат к могиле ат-Т.,
Архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи.
Современный план (по В.М.Филимонову)
1) мавзолей-мазар ал-Хакима ат-Тирмизи (Х-ХП вв.); 2) поминальная мечеть ХI-XII вв.;
3) мавзолей сына ал-Хакима ат-Тирмизи (Х-XII вв.), перестроен в XIV в.; 4) кари’-хана
5) безымянный мавзолей XVII в.; 6) ханака XIV в.; 7) безымянное место поклонения;
8) подземная чилла-хана
Архитектурный ансамбль ал-Хаким ат-Тирмизи. Чилла-хана у северо-восточного угла.
План, разрез (по Е.Г.Некрасовой)
в мавзолее было установлено резное надгробие белого мрамора, тщательно смонтированное из 49 плит. Оно состоит из пьедестала с лентой эпиграфического и растительного узора, основного блока в виде параллелепипеда, декорированного надписью изысканного сулса, и навершия стрельчатой формы. В ногах, на южном торце, расположена надпись, восхваляющая достоинства ат-Т. В частности, в ней указана дата его смерти (255/869 г.), отличная от той, которая обычно приводится в письменных источниках, — 285/898 г. Особенно эффектно оформлена торцевая стенка, обращенная к мечети. Она трактована как михраб с крупной сталактитовой нишей в центре и двумя малыми по сторонам, в которых изображены подвешенные на цепях светильники. Стены и перекрытие мавзолея ‘Абд Аллаха были переложены заново. Здание в интерьере, как и прежде, соединялось с главным мавзолеем широкой аркой и было перекрыто куполом на оригинальных трехлопастных парусах. К его южной стене пристроили прямоугольный проем, оформленный порталом, по периметру которого позднее пропустили пояс эпиграфики. Сохранился ее фрагмент, выполненный своеобразным куфи, переходящим в небрежную скоропись, где просматривается часть надписи с датой — «год семьсот девяносто второй» (1389-90 г).
В последующие столетия на территории ансамбля не было обнаружено сколько-нибудь выдающихся сооружений. В третьей четверти XVI в., во время штурма крепости Старого Термеза войсками Шайбанида ‘Абд Аллах-хана, возле его строений были установлены камнеметы (маджаник). Их заряжали крупными ядрами, которые изготавливались тут же из местного известняка. Ответные действия осажденных разрушили часть ансамбля. Вероятно, после перемирия ‘Абд Аллах-хан, с большим почтением относившийся к святыням, распорядился восстановить здания, а на территории хазиры возвести девятикупольную мечеть, которая закрыла старую поминальную мечеть. Слой штукатурки в интерьере древних мавзолеев закрыл полуразрушенную резную декорацию, а перед их фасадами была устроена легкая галерея на деревянных колоннах. Последующие периодические ремонты лишь искажали интерьеры помещений. Многочисленные посетители оставляли на стенах помещений автографы, выполненные арабской графикой тушью либо процарапанные по штукатурке, рисунки парусников, скорпионов, различные геометрические фигуры, сцены охоты (не сохранились).
К началу XIX в. разрушилась наспех возведенная девятикупольная мечеть, над ее остатками возвели новую, четырехкупольную. Вход в нее устроили из большого купольного здания, пробив стену в его западной нише. У старого замурованного входа с юга появился еще один мавзолей, состоящий из двух помещений — зийарат-ханы и гурханы. Сквозной арочный свод, соединявший главный мавзолей и поминальную мечеть, заложили, а место прежней, легкой постройки перед его южным фасадом заняла приземистая, небрежно выполненная галерея. Почти ничто не напоминало о былом великолепии ансамбля, но мазар продолжал пользоваться огромной популярностью. Поток посетителей особенно усиливался весной. Как 100 и более лет назад, к святыне стекались жители Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента и других мест Средней Азии, через Аму-дарью переправлялись паломники из Афганистана, бывали даже из Индии. Могиле святого жертвовали деньги, баранов, лошадей и верблюдов. Туркмены иногда за один раз подносили по 10—5 баранов. В первой половине XX в. рядом с ансамблем возникла пограничная застава, и вход на его территорию был ограничен.
Народ сложил свои легенды о термезском мудреце. По одной из них, он считается основателем города — Тирмиз-ата («отец Термеза»). Мухаммад жил на берегу Амударьи с родителями и собирал в степи хворост для домашнего очага. Когда мальчику было десять лет, чудесным образом явился старец, прикосновением передавший ему благодать и знания. Чудо преображения привлекло к Мухаммаду учеников и почитателей, некоторые из них оставались там жить. Со временем вокруг родительского дома образовался город. Когда Тирмиз-ата был в преклонном возрасте, на город напали «неверные». Они ворвались в мечеть и отрубили голову молившемуся старцу. Ученики предали тело земле и горько плакали возле могилы, как вдруг из нее раздался возглас: «Трык-биз!» («Мы живы!»). После этого город стал называться Шахр-и Хаким Трык — биз, со временем это название превратилось в Тирмиз/Термез.
В 1955-1957 и 1978 гг. производились детальные архитектурно-археологические исследования и дальнейшая реставрация (автор проекта В.М.Филимонов). Ансамбль был восстановлен в том виде, каким он был в конце XIV — начале XV в. В 1980-1981 гг. по проекту В.М.Филимонова восстановлена декорация главного мавзолея и поминальной мечети.
Лит-ра: В.В.Бартольд. Перевод надписей на гробнице Термеза / Бартольд. Соч., т. 4, 311-312; М.Е.Массон. Надписи на штуке из архитектурного ансамбля у мавзолея Хаким-и Термези // Труды Ташкентского государственного университета. 1960, т. V, 45-46; Б.Д.Кочнев. Термез и Караханиды // Творческое наследие народов Средней Азии в памятниках искусства, архитектуры и археологии. Тезисы докладов. Таш., 1985, 61-62; В.Н.Настич. Шах-Фазил: мавзолей или суфийская ханака? (О достоверности типологической атрибуции архитектурных сооружений по данным эпиграфики) // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989, 284-285; Е.Некрасова. Термез и его архитектурные памятники. Таш., 2001, 13-25; неопубликованные исследования архитектора В.М.Филимонова (1955-1957, 1978), археологов К.А.Шахурина (1955-1957), Е.Г.Некрасовой (1978). Использованы переводы надписей, выполненные в разные годы М.Е.Массоном, Ю.Н.Завадовским, А.Урунбаевым, Б.Д.Кочневым, Э.В.Ргвеладзе, Б.Бабаджановым.
Е.Г.Некрасова