АХЛ ас-СУННА ва-л-ДЖАМА̄‘А («люди сунны и согласия общины») — самоназвание большей части мусульман, суннитов — одного из основных течений ислама (наряду с шиитами и хариджитами). Суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и идентифицируют с исламским «правоверием», хотя на самом деле не существует какого-либо признанного обязательным для всех ахл ас-сунна свода догматов.
Первая часть названия происходит от термина сунна — пример, путь жизни Мухаммада как образец для жизни мусульманской общины. Он зафиксирован в хадисах — сообщениях о его поступках и высказываниях. Поскольку ислам признает непосредственное «общение» Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными; потому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют для нее свои сборники сведений о Мухаммаде, т. к. считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало особую роль ‘Али в мусульманской общине.
Вторая часть названия — «согласное мнение общины»— отражает вторую важную концепцию традиционного ислама — идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами. После смерти Мухаммада прямой «контакт» общины мусульман с Аллахом прекратился, и ее жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами (иджма‘).
Соответственно этой «общинной» концепции политическая и духовная власть должна принадлежать халифу — человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с Пророком дает членам рода ‘Али «божью благодать», и только они могут управлять мусульманами.
Основными формальными признаками принадлежности к ахл ас-сунна являются следующие: признание законности четырех первых халифов (Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али), признание достоверности шести сводов хадисов (ал-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Да’уда, ан-Наса’и, Ибн Маджи), принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков (мазхабов) — маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафи‘итскому.
Размежевание основных направлений ислама происходило постепенно, с середины VII по середину VIII в., в ходе ожесточенной религиозно-политической борьбы за власть и в острых богословских спорах. В VIII в. выделяются шииты, утверждавшие особые права на власть потомков Пророка, и хариджиты, абсолютизировавшие принцип выборности халифа. Как и основная масса мусульман, хариджиты считали себя верными последователями сунны. В VIII—IX вв. возвеличивание сунны стало характерной чертой деятельности традиционалистов, утверждавших необходимость буквального следования сунне Пророка, веры без рассуждений, запрета на всякие нововведения и пустые рассуждения о проблемах религии. Наиболее ярко эти принципы воплотились в проповедях и догматических трудах ханбалитской школы. Противники традиционалистов— му‘тазилиты, а затем представители калама стремились к обсуждению проблем веры, опираясь на доводы разума. Они тоже считали себя ахл ас-сунна, но наиболее яростные из их противников отказывали им в этом.
До сих пор термин сунни (суннит) имеет менее четкое содержание, чем термин ши‘и (шиит); по существу, только в противопоставлении этому термину термин сунни является действительно значимым. Борьба суннитов с шиитами приобретала весьма острое звучание в разные периоды позднего средневековья и нового времени; она была связана чаще всего с социальными факторами, побуждавшими к конфликту. При отсутствии таковых сунниты благополучно сосуществовали с шиитами в разных частях мусульманского мира. В конце XX в. в ходе временного усиления политической роли ислама обострились и суннитско-шиитские разногласия как в отношениях между странами (Иран — Ирак), так и внутри различных стран (Саудовская Аравия, Ливан), однако во многих случаях они играли третьестепенную роль (Иран — Ирак) или же относительно легко преодолевались. Многие отличительные черты суннизма используются в настоящее время мусульманской пропагандой как якобы доказательства исконного «демократизма» ислама.
Сунниты составляют большинство мусульманского населения — всех государств исламского мира, кроме Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам.
Лит-ра: Прозоров. Правоверие; Hughes. Dictionary, 623; Veccia Vaglieri. Origine, 573—585; см. литературу к статье ас-Сунна.
М.Б.Пиотровский