Ахрар, ‘Убайд Аллах б. Махмуд Насираддин аш-Шаши, хваджа (Хадрат-и Ишан; 1404-1490) — признанный авторитет суфийского братства накшбандийа второй половины XV в., крупнейший политический деятель и обладатель одного из самых значительных состояний своего времени. С его именем связана активная и целенаправленная политическая и экономическая деятельность братства накшбандийа и распространение его идеологии за пределами Центральной Азии.
Хваджа А. принадлежал к роду потомственных шейхов. Его предок по отцовской линии, хаджа Мухаммад ан-Нами, родом из Багдада (по другим сведениям — из Хваризма/Хорезма), став приверженцем знаменитого шафи‘итского имама Абу Бакра Мухаммада б. ‘Али ал-Каффала аш-Шаши (ум. в 976 г.), перебрался в Ташкент. Прадед хваджи А., хваджа Шихаб ад-дин аш-Шаши, занимался земледелием и торговлей, имел двух сыновей — хваджу Мухаммада и хваджу Махмуда (дед хваджи А.). Предок хваджи А. по женской линии — шайх ‘Умар ал-Багистани (Багистан — горное селение близ Ташкента), старшим сыном которого был шайх Хаванди Тахур. Сын последнего — хваджа Да’уд, кровной родственницей которого была мать хваджи А. Все они считались единицами. Хваджа А. родился в селении Багистан. В малом возрасте был отдан в мактаби туфулийат (начальная, или детская, школа), рано проявил склонность к мистике и еще в юности был посвящен в первую ступень суфийского Пути. Это событие в его жизни связано с именем Хасана ‘Аттара. Когда хвадже А. было 22 года, его дядя хваджа Ибрахим Шаши увез его из Ташкента и привез в Самарканд на учебу. К этому времени стремление овладеть эзотерической наукой (‘илм ал-батин) у хваджи А. уже преобладало над желанием познать «явные» науки (‘илм аз-захир). В Самарканде хваджа А. знакомится со многими шайхами, посещает их собрания (маджалис). Позже он отправляется в Бухару, затем в Харат/Герат — центр политической и религиозной жизни империи Тимуридов того периода. В течение этих многолетних путешествий хваджа А. общается со знаменитыми шайхами XV в., среди них— саййид Амир Касим Табризи (ум. в 1433-34 г.), Зайн ад-дин Хавафи (ум. в 1439 г.), Баха’ ад-дин ‘Умар (ум. в 1453 г.) и др. В итоге исканий хваджа А. решает окончательно посвятить себя суфийскому Пути — «людей базара и торговцев». До него доходит весть о выдающемся халифа хваджи Баха’ ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г.) — маулана Йа‘кубе Чархи (ум. в 1434-35 г.), от которого хваджа А. и получает иршад. После этого он едет на год в Герат, затем (1431-32) в возрасте 28 лет возвращается в Мавараннахр. Живя в Ташкенте, он часто посещает Паркент, Шахрухийу, Самарканд и другие города, где активно пропагандирует учение накшбандийа, привлекает новых муридов и одновременно занимается хозяйственной деятельностью, в первую очередь, по примеру отца, земледелием, подчеркивая при этом, что он — простой дихканин.
В течение почти 20 лет, после возвращения из Герата в Ташкент, до момента сближения с Тимуридом Абу Са‘идом (1451— 1469), хваджа А. не принимал активного участия в политических событиях страны. Однако в 1451 г. Абу Са‘ид в период борьбы за самаркандский престол обращается за поддержкой к хвадже А. После завоевания Самарканда хваджа А. (по предложению Абу Са‘ида) переезжает в Самарканд и поселяется в селении Хваджа Кафшир, которое (с конца XV в. и поныне) известно под названием Хваджа Ахрар.
Этапами политической деятельности хваджи А. стала организация обороны Самарканда в 1454 г. в связи с попыткой захвата его другим Тимуридом — внуком Шахруха, Абу-л-Касимом Бабуром (ум. в 1457 г.), участие в смутах 60-х гг. XV в. и восстании Мухаммада Джуки против самаркандского правителя Абу Са‘ида. Не уменьшилось влияние хваджи А. и после смерти Абу Са‘ида. По сведениям источников, он был наставником старшего сына Абу Са‘ида, наследника самаркандского престола — Султана Ахмад-мирзы и считался его пиром. Известным военно-политическим событием, в котором участвовал хваджа А., стала оборона Самарканда в 1470 г. в связи с выступлением брата Султана Ахмада — Султана Махмуд-мирзы. Активная миротворческая деятельность хваджи А. проявилась в событиях под Шахрухией, когда три правителя — самаркандский Султан Ахмад, ферганский Шайх ‘Умар и ташкентский Султан Махмуд — пришли к миру благодаря вмешательству и энергичным действиям ишана. Огромный религиозный авторитет хваджи А. и большое число верных ему муридов в кочевой среде обезопасили земледельческие территории Мавараннахра от набегов кочевников. Миссионерская деятельность стала важной частью идеологии братства накшбандийа и самого хваджи А., о чем свидетельствуют, в частности, его взаимоотношения с правителем Моголистана Йунус-ханом (1468-1487).
Хваджа А. предопределил всю дальнейшую социально-политическую и экономическую деятельность братства накшбандийа. Одна из фундаментальных идей ишана, которую он старался реализовать на практике, такова: суфий спасает не только себя, но и мир, а для спасения мира он должен иметь над ним власть; для того, чтобы иметь власть над миром, нужно активно общаться с ним. Знаменитыми стали слова хваджи А.: «Если бы мы действовали только как шайхи, то ни один шайх не нашел бы себе ученика. Но у нас другая цель — это защита мусульман от злой воли угнетателей. Для этой цели мы должны общаться с властителями и завоевывать их души, выполняя тем самым предназначение ислама». Этой же цели, по словам хваджи А., служило все его огромное богатство, ставшее «притчей во языцех». «Суфийская добровольная бедность» (факр), по утверждению хваджи А., заключается не в отрешении от материальных благ, а в подавлении чувства привязанности к ним. Богатства же необходимы для владения миром — владея им, ты спасешь его.
Хваджа А. дожил в почете и богатстве до глубокой старости. Его могила находится в пригороде Самарканда и почитается как «святое» место. В 1500 г. Шайбани-хан (1500-1510), захвативший в ходе вооруженной борьбы мавараннахрские владения Тимуридов, конфисковал громадное состояние семьи хваджи А. и истребил его сыновей. Дело хваджи А. и братства накшбандийа продолжил Махдум-и А‘зам (ум. в 1542 г.), а затем джуйбарские шайхи (середина XVI — конец XVIII в.).
Хваджа А. принадлежат несколько суфийских трактатов, в том числе Рисалайи хураийа — комментарий на четверостишие Абу Са‘ида Майхани (967-1049); Рисалайи валидийа — наставление для идущих мистическим Путем, составленное им по поручению отца и посвященное ему; Фикрат ал-‘арифин. Существуют сочинения о жизни и деятельности хваджи А., написанные его современниками. Среди них «Рашахат ‘айн ал-хайат» Фахр ад-дина Кашифи Ва‘иза, «Масму‘ат» Мир ‘Абд ал-Аввала Нишапури, «Силсилат ал-‘арифин ва-тазкират ас-сиддикин» Мухаммада Кази, Манакиб-и Хваджа Ахрар — анонимный труд по материалам маулана Шайха. Особое место в этом плане занимают произведения ‘Али-шира Нава’и и ‘Абд ар-Рахмана Джами (см. переписку хваджи А. с последним).
Следует также отметить, что фактически ни один из авторов известных средневековых трудов, затрагивающих историю Мавараннахра второй половины XV в., не оставил без внимания деятельность хваджи А.
Лит-ра: Кашифи. Рашахат, 207-360; Мухаммад Кази. Силсилат, 74а; Мир ‘Абд ал-Аввал. Масму‘ат, 13 Ща-б; А.Урунбаев. Переписка Джами и Ходжи Ахрара (тексты, переводы, комментарии). Таш., 1982; Веселовский. Памятники, 329-330; Чехович. Документы, 20-22, 25-26; Болдырев. К вопросу о Хваджа Ахраре, 53, 59, 60; Каримов. Некоторые аспекты, 77-79, 81-87; Gross. Аuthority, 162-168; она же. Status, 86-88; 95-100; Раиl. Naqšbandiyya, 113-208; он же. Forming a Faction, 533-548.
Э.Э.Каримов