БАЙТ ал-МА̄Л («дом имущества») — 1) казна, общественные финансы; 2) помещение для хранения денег и других ценностей.
Возникновение финансового ведомства, центрального и провинциальных управлений и хранилищ относится к 638—640 гг., когда ‘Умар I запретил раздел недвижимости в завоеванных странах и организовал выплату жалованья мухаджирам, ансарам и воинам-мусульманам из средств, поступающих в виде дани и налогов. Для этого были составлены списки на жалованье (диван, мн. ч. дававин), параллельно с которыми имелись кадастры, унаследованные от византийского и сасанидского фиска, также называвшиеся диванами. Помещение в резиденции наместника или в соборной мечети, в котором хранились все поступления, стало называться байт ал-мал; одновременно это выражение стало означать и сами средства, принадлежавшие всей общине в целом. При Аббасидах появилось деление на байт мал ал-муслимин (общая казна) и байт мал ал-хасса (личная казна халифа).
В байт ал-мал поступали те доходы, которые считались общим достоянием мусульман: пятая доля добычи (ганима), закат, харадж, джизйа, бесхозное и выморочное имущество. Имам (глава государства) считался лишь распорядителем этой собственности общины (у шиитов-исна‘ашаритов некоторые виды поступлений считаются собственностью имама). Шафи‘иты полагали, что все средства, полученные за год, должны распределяться без остатка между лицами, имеющими на них право; ханафиты же допускали образование переходящего остатка.
Постепенно налоговые поступления и государственный аппарат их распределения все более утрачивали характер институтов религиозной общины, понятие байт ал-мал получало более узкое значение. В Андалусии X—XIII вв. байт ал-мал — обычно доходы от вакфов и вклады, которыми распоряжался кади, а общая казна — хизанат ал-мал.
В османской Турции байт ал-мал употреблялось в первоначальном смысле только как религиозно-юридический термин, а на практике означало в основном средства вакфов.
Лит-ра: X. Ш. ад-Дуджайли. Байт ал-мал. Багдад, 1976; N. Р. Aghnides. Muhammadan Theories of Finance. N.Y., 1916; S. A. Siddiqi. Public Finance in Islam. Lahor, 1952; N. J. Coulson, Cl. Cahen,. B. Lewis, R. Le Tourneau. Bayt al-mal.— El, NE, 1, 1141 —11-49.Лит
О.Г.Большаков