Бардаʻа (арабы также называли его Барзаʻа; арм. Партав) — некогда крупнейший город Кавказа на р. Тертер, приблизительно в 20 км от впадения ее в Куру. При Сасаниде Каваде I (488–531) там была построена мощная крепость, вследствие чего Партав постепенно превзошел древнюю столицу Аррана — Кавалак (араб. Кабала). До захвата Аррана арабами в этом городе находилась резиденция персидских марзбанов и патриарший престол католикосов, перенесенный сюда из Чога в 552-53 г. В 628 г. во время персо-византийских войн город был разрушен хазарами, союзниками Византии.
Впервые Б. была завоевана арабами на условиях договора и выплаты контрибуции в 645-46 г. Салманом б. Рабиʻой. В начале VIII в. Б. становится одним из важнейших военно-стратегических центров Халифата в Закавказье. В 711 г. наместник халифа в Б. ‘Абд ал-‘Азиз б. Хатим ал-Бахили, готовя поход против хазар, восстановил разрушенные здания и обнёс город рвом. С этого времени Б. превращается в главную опорную базу арабов в борьбе против хазар на Кавказе. В 730-31 г. ал-Джаррах организовал из Б. сопротивление хазарам, вторгшимся в Азербайджан и захватившим Ардабил, а после его смерти Са‘ид б. ‘Амр ал-Хараши также начал борьбу против хазар из столицы Аррана. Усиление роли города во время арабо-хазарских войн обусловило его постепенное преобразование в столицу кавказских владений Халифата. Во время антиумаййадских выступлений в Арране, центром которых был Байлакан, Б. во главе со своим амиром ‘Асимом б. Йазидом ал-Хилали оставалась лояльной Димашку (Дамаск). Борьба с мятежниками продолжалась до восстания Абу Муслима под аббасидскими знаменами и свержения Умаййадов.
Первый аббасидский наместник в Закавказье Мухаммад б. Сул управлял Арминийей, Азербайджаном и Арраном из Б. При нём в городе был создан монетный двор, где чеканились дирхамы и динары со штампом Бардаʻа. При халифе ал-Мансуре (754–775) правитель Аррана Йазид б. ‘Усайд ас-Сулами ввёл прямое арабское правление в восточной части страны и Б. полностью перешла под управление арабской администрации. Под контролем местных арранских правителей остались земли к западу от города. Находясь в Б., Йазид б. ‘Усайд женился на дочери правителя хазар. В 770 г. Хасан б. Кахтаба ат-Та’и управлял из Б. через своих сыновей Баб ал-абвабом, Джурзаном (Грузией) и Арминийей. При нём в городе был разбит сад, носивший имя этого правителя ещё в IX в., так же как и некоторые имения в окрестностях. При правителе Арминийи Сулаймане б. Бармаке резиденция наместников всех закавказских владений в 789 г. была окончательно перенесена в Б., а при католикосе Ованесе (797–822) из города был удален и католикосат. С этого времени Б. приобретает значение не только главного административно-политического, но и религиозного центра мусульман на Кавказе.
В IX — 1-й половине X в. Б. оставалась главным городом Аррана. Благодаря выгодному географическому положению на перекрестке торговых путей и возвышению административно-политической роли в закавказских владениях Халифата она превратилась в самый крупный центр ремесла и торговли в регионе. По сведениям арабских географов X в., после Раййа (Рей) и Исфахана между Ираком и Хурасаном не было более крупного города. Прямоугольный в плане (со сторонами в 1 фарсах — 6–7 км), город состоял из шахристана (укрепленного центра) и рабада (пригорода). В столице Аррана была прекрасная соборная мечеть, при которой располагалась местная казна (байт ал-мал). Рядом с мечетью находился дворец наместника, в предместье — гостиные дворы и базары. Большинство построек было из обожжённого кирпича, а колонны главной мечети — частью из этого же материала, частью из дерева. В правление Харуна ар-Рашида (786–809) произошло восстание жителей Б., в ходе которого был убит находившийся в ней глава управления по сбору хараджа (диван ал-харадж) пров. Арминийа Абу-с-Саббах. Восстание жителей Б. послужило толчком к повсеместному выступлению населения Восточного Закавказья против власти Халифата. Наиболее крупным было восстание жителей Байлакана под руководством хариджита Абу Муслима аш-Шари. И когда байлаканцы выступили против нового правителя Арминийи ‘Аббаса б. Джарира б. Йазида ал-Бахили, то последний укрылся в укрепленном рабаде Б. В правление ал-Му‘тасима (833–842) власть наместника халифа ограничивалась городскими стенами Б. В конце IX в. Б. оказалась в составе владений Саджидов в Закавказье и стала одним из их главных центров. В городе (наряду с Ардабилем и Марагой) действовал монетный двор. В 900 г. в Б. правил слуга Мухаммада б. Аби Саджа — Васиф б. Дивдад, там же был похоронен и сам Мухаммад б. Аби Садж Афшин, умерший в 901 г.
Каждое воскресенье за городом у Курдских ворот (Баб ал-акрад) на площади в квадратный фарсах действовал базар ал-Курки — самая крупная раннесредневековая ярмарка в Закавказье. В окрестностях было много фруктовых садов. Из Б. в Хузистан и Фарс вывозили шёлк.
За это время Б. превратилась также в главный центр арабо-мусульманской духовной и культурной традиции в Закавказье. Ал-Мукаддаси (X в.), описывая былой расцвет Б. и называя её Багдадом этого региона, подчеркивал значимость Б. и как очага пропаганды ислама. В IХ–Х вв. были известны имена более двух десятков мусульманских ученых (мухаддисов, факихов, мутакаллимов) из Б. Во 2-й половине IX в. в городе имел свой кружок по диктовке хадисов мухаддис и шафиʻитский факих Саʻид б. ‘Амр Абу ‘Усман ал-Барда‘и (ум. в 905 г.). Ахмад б. Харун б. Раух Абу Бакр ал-Бардиджи ал-Барда‘и (ум. в 913 г.) составил одно из ранних биографических сочинений о первых поколениях передатчиков хадисов. В течение 20 лет там жил и работал мухаддис Маки б. Ахмад б. Саʻавайх ал-Барда‘и (ум. в 965 г.). В те же годы прославился литератор (адиб) и поэт Мухаммад б. Йахйа б. Хилал Абу Бакр ал-Барда‘и (ум. во 2-й половине X в.).
В VIII–Х вв. Б. превратилась в один из муʻтазилитских центров Закавказья. В 1-й половине VIII в. в городе вели пропаганду кадарит Гайлан ад-Димашки и муʻтазилит Хамид ат-Тавил, а в начале X в. часть жителей рабада Б. были приверженцами учения муʻтазилитов. В IX–X вв. в Багдаде муʻтазилитские круги города представляли Ахмад б. ‘Умар Абу-л-Хасан ал-Барда‘и (IX в.) и ханафитский факих Ахмад б. Хусайн Абу Саʻид ал-Барда‘и (ум. в 922 г.). В середине X в. в Багдаде муʻтазилит и факих—хариджит Мухаммад б. ‘Абд Аллах Абу Бакр ал-Барда‘и, автор 16 сочинений, общался с автором ал-Фихриста Ибн ан-Надимом. В Б. на арабском языке была написана «История Аррана» (автор неизвестен).
В 941 г. в Арран вторглись дайламские Мусафириды (Салариды), наместник (на’иб) которых управлял Б. Но через два года произошло событие, ставшее началом постепенного упадка столицы Аррана. Известен рассказ Ибн ал-Асира о разграблении города русами в 943-44 г., об этом упоминает также местный автор Мовсес Каланкатваци (X в.). Лишь спустя шесть месяцев после взятия города русы оставили его из-за эпидемии, вспыхнувшей в их войске. Б., видимо, уже не оправилась от этого удара. Ал-Мукаддаси отметил, что в его время стены города были разрушены, а окрестности покинуты и запущены.
В 971 г. курдские Шаддадиды, изгнав Мусафиридов из Аррана, выбрали своей столицей Ганджу (Гянджа), что ещё более ослабило роль Б. в политической, социально-экономической и духовной жизни не только Закавказья, но и Аррана. В последней трети X в. Б. стала объектом притязаний ширван-шахов. Около 982 г. городом завладел ширван-шах Мухаммад б. Ахмад, и более десяти лет им управлял наместник ширванского государя, но в 993 г. город был отвоёван Шаддадидом Фадлом б. Мухаммадом.
В период завоевания Аррана Салджуками (Сельджуки) и позднее Б., за исключением отдельных эпизодов, не привлекала внимания правителей. В 1067 г. на город напал грузинский царь Баграт IV, против которого выступил сельджукский султан Алп Арслан. Лишь однажды, в 1137 г., атабек Ил-Дегиз, получив в ленное владение (икта’) Арран, выбрал своей резиденцией Б. Писавший в конце XI в. байлаканский автор Масʻуд б. Намдар упомянул город только один раз.
Во 2-й половине XII — XIII в. Б. полностью утратила значение как экономический, политический и религиозный центр. В начале XIII в. Йакут ал-Хамави описал её как селение, окружённое многочисленными развалинами. То же самое отметил и Закарийа ал-Казвини (1203–1283): в Б. преобладают разрушения и очевидна нищета жителей. В XIV в. город как будто снова пережил некоторый подъём, о чём свидетельствовала сохранившаяся ещё в XIX в. высокая башня с надписями, построенная в хулагуидский период. Окончательное разрушение Б. в 1736 г. приписывают Надир-шаху.
Лит-pa: ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана VII–IX вв.) / Пер. с арабского З.М.Буниятова. Баку, 1981; В.В.Бартольд. Бердаʻа // Бартольд. Соч., 3, 372–373; Л.П.Ташчьян. Средневековая Барда в период расцвета // Изв. АН АзССР. 1946, № 9; З.М.Буниятов. Азербайджан в VII–IX вв. Баку, 1965, 158–161; Саидов. Выходцы.
З.А.Саидов