Богаз дашы (туркм. «камень беременной / беременности») — святилище в Ашхабадском районе (этреп) в 13 км от столицы Туркменистана, один из наиболее ярких примеров попыток исламизации древних святых мест Средней Азии. Связано с культом плодородия, а в более узком аспекте — с фаллическим культом.
Святилище расположено в одном из распадков горной гряды, проходящей за селениями Янбаш и Багир. Это вертикально стоящий природный камень высотой около 2,5 м, а в окружности — 5 м. Кверху он расширяется и имеет неглубокую впадину на вершине. Кроме того, верхняя часть его, контрастируя по цвету с нижней, приобрела красновато-бурый оттенок— результат так называемой геологической окалины, встречающейся там, где каменные поверхности долго находятся под воздействием жарких солнечных лучей. Все это — форма и цвет — несомненно способствовало тому, что фантазия древнего человека ассоциировала данный камень с эрегированным фаллосом — символом мужской детородной силы. Символическое соединение с ней паломницы, бесплодной женщины, молящей высшие силы о ниспослании потомства, должно было, согласно поверьям, способствовать зачатию. Это и является основной функцией, «специализацией» данного святилища. Главная деталь ритуала паломничества — имитация интимного акта с камнем-фаллосом, для чего приходящие сюда женщины, обнажив низ живота, терлись им о выступ в юго-восточной части камня, вследствие чего его поверхность, в отличие от остальных участков Б. д., на высоте примерно одного метра стала гладкой.
С утверждением ислама на территории Туркменистана под влиянием мусульманского духовенства в паломничество к Б. д., явно противоречившее нормативным установкам новой религии, был внесен ряд «омусульманивающих» его элементов. Появился своего рода комплекс из трех объектов: к Б. д. добавились Намаз даты («Молитвенный камень») и Дюльдюль даты («Камень Дюльдюля»). Первый из них, в 70–80 м выше по распадку от Б. д., — невысокая, до 30 см, плоская плита овальной формы с неровными краями. Согласно легенде, свое название камень получил благодаря тому, что на нем возносил молитвы Аллаху сам ‘Али — один из наиболее популярных мусульманских «святых». Три пары углублений на нем (результат воздействия осадков и ветра) считаются следами ног этого «святого». На макушке второго, высотой 3,5 м, камня имеется сделанное явно рукой человека узкое круглое отверстие диаметром 2 см и глубиной 10 см. Считается, что в это углубление «святой» ‘Али вбивал железный кол, к которому привязывал, когда молился, своего неугомонного крылатого коня по кличке Дюльдюль (араб. Дулдул).
Сам ритуал паломничества также претерпел ряд изменений, хотя его основной элемент остался прежним. Рано утром или вечером, чтобы по возможности не попадаться на глаза односельчанам, паломница в сопровождении пожилой родственницы направляется сначала к Намаз даты, на котором обращается с молитвой к Аллаху, и лишь затем спускается к Б. д. Там, совершив с ним символический акт, ложится у подножия камня и дремлет, ожидая во сне знака свыше о том, сбудется ее просьба о потомстве или нет. Сопровождающая старуха находится тут же.
В последние годы «лечебные» функции Б. д. очевидно расширились. По некоторым данным, сюда приходят и страдающие болезнями горла. Чтобы избавиться от них, поверхность камня покрывают кислым молоком (катык), которое затем слизывают языком. Возможно, подобное слизывание является более завуалированной формой интимного соединения с камнем-символом.
Контингент паломниц к Б. д. предопределен «специализацией» святилища и состоит прежде всего из женщин ближайших селений — Янбаш, Багир, Бекрова, хотя и не исключено паломничество из других мест, в том числе из Ашхабада.
Лит-ра: Демидов. Легенды, 69–73; он же. «Камень беременности» — отголосок древнего культа/Культурные ценности. Вып. III. СПб., 1999, 186–189.
С.М.Демидов