ВАК̣Ф (мн. ч. аук̣а̄ф и вук̣ӯф; синоним хубс) — неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей. В наиболее широком смысле – все завоеванные мусульманами земли, с которых платится харадж, – фай’ мусульман. В более узком и общеупотребительном смысле – имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакиф) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. По мнению мусульманских факихов, такое имущество сразу же перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено (маукуф ‘алайхи). Т. к. это не акт купли-продажи и не передача по наследству (признанные мусульманским правом формы передачи права собственности), действие права собственности как бы останавливается (вакафа).
Вакф может быть передан как отдельному дееспособному лицу (действительно завещание дееспособному зимми и недействительно — слабоумному мусульманину), так и группе точно определенных лиц (в том числе всем или некоторым из детей или потомков), а также предназначен на определенные благотворительные цели; последняя форма (вакф хайри) обычно и подразумевается под вакфом.
В вакф может быть обращена только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу (доход) и нерасходуемая (нельзя завещать пищу, одежду, деньги); вакф имеет строго определенное назначение, и если, например, он завещан детям, то после их смерти вакф не переходит к их наследникам, а передается в пользу бедных. Акт учреждения вакфа может быть письменным (заверяется судьей и свидетелями) или устным (оглашается публично в мечети), он безоговорочно вступает в силу с момента подписания или оглашения и не может быть отозван учредителем (Абу Ханифа считал это в некоторых случаях возможным). Отсрочка допустима только в завещании, которое, естественно, вступает в силу после смерти завещателя, но в этом случае (как и при освобождении по завещанию рабов) имущество, обращаемое в вакф, не может быть больше 1/3 состояния.
Вакиф может указать размер различных статей расходования средств вакфа в абсолютных единицах или долях дохода и назначить распорядителя вакфом (мутавалли). В Османской империи распространилась практика назначения мутавалли самого себя (учреждение вакфа в свою пользу невозможно) или своих детей для обеспечения надежного дохода.
О степени распространения религиозно-благотворительных вакфов до X в. сведений очень мало; с XI в. в связи с интенсивным основанием мадрас, различных обителей и мазаров и накоплением у них дарений вакф становится заметной в жизни общества категорией собственности. Необходимость распоряжаться разнородным, часто очень дробным имуществом требовала единого управления и фактически превращала вакф одного учреждения в юридическое лицо (хотя эта категория неизвестна мусульманскому праву), представляемое мутавалли данного вакфа. Верховный надзор за правильностью расходования средств вакфа осуществлял кади ал-кудат или специальный попечитель (назир). Затем в Египте (уже при Фатимидах) возникают особые ведомства, ведающие вакфами в масштабах страны (диван аукаф или диван хубус).
Превращение вакфа в основной источник существования культовых учреждений (примерно с XII в.) способствовало профессионализации и консолидации лиц, связанных с мусульманским культом, в особую социальную группу, которую условно можно назвать мусульманским духовенством. В XIX в. в Османской империи примерно 1/3 всех земель относилась к категории вакфов. Ныне в мусульманских странах существуют особые министерства, управляющие вакфами.
Лит-ра: М. Амин. Ал-Аукаф ва-л-хайат ал-иджтима‘ийа фи Миср 648—923/1250—1517. Каир, 1980; В. П. Наливкин. Положение вакуфного дела в Туркестанском крае. Таш., 1904; Бухарский вакф XIII в. Факс. изд. текста, пер. с араб, и перс., введ. и коммент. А. К. Арендса, А. Б. Халидова, О. Д. Чехович. М., 1979 (ППВ, LII); А. Г. Периханян. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983; Е. Clavel. Rite musulman: le waqf ou habus (rite hanafite et malekite). 1—2. P., 1895 —1896; Sh. Bidair. L’institution des biens dits habous ou waqf. P., 1924; Cl. Cahen. Quelques réflexions sur le waqf ancien.— MKB, 25, 38—40; W. Heffening. Waqf.—EI, 4, 1187-1194.
О.Г.Большаков