Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз. После исламизации местных династий и с утверждением культа «святых» в исламе Г. с. стали отмечать особыми ритуалами на мазарах. Так, у знаменитой усыпальницы Баха’ ад-дина Накшбанда под Бухарой в этот праздник проводились большие народные гуляния: закалывали жертвенных животных (в соответствии с правилами праздника жертвоприношения — ‘ид ал-курбан) варили и раздавали праздничное угощение; по приказу правителей изготавливали особые золотые и серебряные чаши для раздачи народу «сладкой воды» (шарбат-и канд), специально варившейся по древним рецептам. Праздник сопровождался посещением (зийарат) могил «святых», куда люди несли букеты цветов, подбор цветовой гаммы которых тоже был регламентирован. Такие же букеты люди дарили друг другу.
В периоды средневековых религиозных реформаций, проходивших под лозунгами «возрождения шари‘ата», Г. с. и другие подобные древние праздники становились поводом для жесткой критики со стороны традиционалистов, которых возмущало то, что на одной и той же площадке читали Коран, распевали легкомысленные песни, а шуты, лицедеи (масхарабоз) и канатоходцы (дарбоз) веселили и развлекали народ. Иногда правители, желавшие во всем следовать нормам и установлениям шари‘ата (в особенности первые Мангиты/Мангыты), выносили соответствующие распоряжения, запрещавшие проводить подобные праздники в пределах городов. Тем не менее празднование Г. с. не прекращалось, и все связанные с ним церемонии проводились в мазарах (Баха’ ад-дина Накшбанда, хваджи Сактараги, на Чхар Бакре и т.д.).
Современные строгие традиционалисты продолжают считать праздник Г. с. «языческим и недозволенным». Провинциальное духовенство в этом отношении более лояльно, хотя и оно по-своему пытается «исламизировать» этот праздник, стараясь организовать перед соответствующими древними праздничными церемониями коллективные моления (например, полуденный намаз — пишин). Большая часть древних ритуалов Г. с. уже забыта, а в селах и деревнях он смешался с другим весенним праздником — саййил.
Лит-ра: Мухаммад-Талиб Джуйбари. Матлаб ат-талибин, л. 151 а—52а; ‘Абд ал-Гафур Турки-сиани. Байан-и дастан-и саргузашт // Рук. РНБ, № Khan 53, л. 80а–82б; Аминджан Пулат. Бухара, 2, 292–298; Babadzanov. On the history, 402–404.
Б.М.Бабаджанов