Джинн (араб. собир. «духи») — джинны, распространённые в мусульманской мифологии духи, чаще злые. В Аравии были известны ещё в доисламскую эпоху как неиндивидуализированные божества, которых жители Макки считали родственными Аллаху (Коран 37:158) и ставили рядом с ним (Коран 6:100). Им приносили жертвы, к ним обращались за помощью (Коран 72:6; эта сура так и называется — «Джинны»). Ислам, уничтожая или подчиняя доисламские верования арабов идее единого бога, вынужден был допустить существование популярных в арабской среде Дж., но лишь как созданных Аллахом из бездымного огня и представляющих собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут приобретать любую форму и обличье, в том числе и человека, и выполнять самые разные приказания своего хозяина. Бóльшая часть их связана с Дьяволом (Иблис), или Сатаной (Шайтан), другие уверовали в Мухаммада и служат «правоверным» мусульманам. Поэтому немало работ мусульманских богословов средневековья было посвящено тому, как подчинить себе Дж.
Дж. — частые персонажи фольклора многих народов мусульманского мира (наиболее яркий пример — собрание арабских сказок «Тысячи и одной ночи»). В туркменской мифологии, также воспринявшей вместе с исламом данный арабоязычный персонаж, Дж. выступают лишь как носители зла, хотя у шаманов-порханов имеются представления и о наличии среди Дж. соответственно их характеру не только гара Дж. («черные» Дж.), но и ак Дж. («белые» Дж.). В отличие от арабской традиции, подразделявшей Дж. на несколько категорий (гул — «демон пустыни», ‘ифрит — «злой дух» и др.), туркменская традиция порой объединяет Дж. как «злых духов» с древними доисламскими духами предков, также воспринявшими арабский термин арвах (мн. ч. от рух — «дух», «душа»), которые имеют совершенно иное происхождение. Говоря о «нечистой силе», нередко используется устойчивое выражение Дж.-арвах, в чём сказывается длительное воздействие ислама. Примечательно, что при характеристике возможных превращений Дж. помимо человеческого образа наиболее частыми субъектами выступают козёл (или козлёнок), верблюд и собака, реже — кошка (или корова), очень редко — баран или конь. Вероятно, последнее связано с тем, что овцеводство составляло экономическую основу благосостояния основной массы туркмен, а знаменитые кони, получившие позднее название ахалтекинцев, ещё
с доантичных времён почитались местным населением как божественные животные.
Вечерней порой не рекомендовалось, особенно женщинам, выходить из дома, бывать в отдалённых, пустынных или захламлённых местах у старых кладбищ, развалин, маленьких мостиков у зарослей, близ заброшенных колодцев, там, где была пролита кровь животных или высыпана зола из очага. По ассоциации мрачного с нечистым считалось, что подобного рода места — излюбленное местопребывания Дж. Бытует немало историй
о «встречах» с Дж. именно в таких местах в неурочное время. Считалось, что такие встречи могут привести к болезни, особенно психического характера.
С другой стороны, если во встреченном человеке или животном подозревали принявшего их облик Дж., рекомендовалось постараться добыть несколько его волосков, которые следовало положить в святую книгу — Коран. Если предположение подтверждалось, то Дж. непременно должен был прийти с просьбой вернуть свои волоски, и владелец их мог диктовать ему различные условия и приказывать.
С термином Дж. у туркмен связан ряд производных слов и идиом: джинлы (букв. «с джинном», «одержимый джинном») — «помешанный», «сумасшедший», «псих»; джинлылык — «помешательство», «сумасшествие», безумие; джинламак или джинын атланмак (букв. «сесть верхом иа Дж.») — «взбеситься», «распсиховаться»; сени нэме джин урды? (букв. «тебя что, Дж. стукнул?») — «что с тобой случилось?», «какая муха тебя укусила?!» и др.
Лит-ра: С.М.Демидов. Пережитки доисламских верований среди туркмен // Религиозные пережитки и пути их преодоления в Туркменистане. Аш., 1977, 110–112; М.П. (М.Б.Пиотровский). Джинн // ИЭС, 66; С.М.Демидов. Джинны // ИКНТ, 125–126.
С.М.Демидов