ДИЙА (тур. диет, перс, дийе) — вира, пеня, плата за кровь, компенсация за убийство, ранение или увечье. Будучи широко распространенной нормой в доисламское время, дийа воспринята исламом и утверждена Кораном. Вопросы дийа затрагиваются всеми разделами фикха, но в основном трактуются разделом ‘укубат. Первое изложение порядка дийа дал Абу Йусуф, затем подробно разъяснил аш-Шайбани, последующие же авторы ограничились изложением общих положений. Эти положения таковы: дийа за убийство выплачивается ради погашения кровной мести (са’р), если наследники убитого согласны на это; дийа за ранение или увечье выплачивается ради избавления от наказания (кисас), если с этим согласен пострадавший и его родственники; дийа выплачивается при случайных убийствах, ранениях или увечьях, за которые никакое иное наказание не налагается. Если виновный сам не может выплатить дийа, недостающие средства собираются с его родичей. Дийа за убийство делится между наследниками убитого как наследство (мирас). Дийа за ранение или увечье получает сам пострадавший или его доверенный, чтобы распорядиться этими средствами в его интересах.
Полная дийа —100 верблюдов, или 200 голов крупного, рогатого скота, или 2 тысячи овец, или 1 тысяча динаров (или эквивалент в других деньгах), или 10 тысяч дирхамов (или эквивалент), или 200 кусков дорогой ткани, каждый из которых достаточен для изготовления одежды. Дийа за предумышленное убийство, ранение или увечье выплачивается в короткий срок и самым лучшим скотом, за случайное — может выплачиваться в течение 3—5 лет, а скот подбирается по соглашению. Разработана сложная шкала выплаты за различные повреждения в долях дийа. Например, открытый перелом — 1/10 дийа, повреждение глаза с потерей зрения — ½ дийа, выбитый зуб— 1/20 дийа и т. д. Неоговоренные повреждения оцениваются приближенно к оговоренным. Размер и форма дийа определяются судом, однако возможно достижение частного соглашения. Дийа уменьшается вдвое, если пострадала женщина или если виновна женщина. Если пострадал раб, то выплачивается не дийа, а компенсация хозяину, и она не может быть больше дийа за свободного. Если же виновен раб, то дийа выплачивает его хозяин, который может продать этого раба, чтобы погасить часть дийа. Неуплата дийа наказывается как нарушение важного обязательства, а преступник, пока дийа не выплачена или пока не достигнута договоренность о порядке ее выплаты, считается находящимся в состоянии ритуальной нечистоты (джанаба) и не допускается ни к каким обрядам. Когда же такая договоренность достигнута, виновный обязан принести искупление (каффара) и пройти очищение (тахара), после чего он уже не считается преступником и рассматривается только как должник.
Дийа остается бытующей нормой везде, где фикх сохраняет силу, и особенно там, где сохранились архаичные общественные структуры. При этом формы выплаты дийа видоизменяются, приспосабливаясь к местным условиям, представлениям и стоимостным эквивалентам.
Лит-ра: Абу Йусуф. Ал-Харадж, 183 —195; Wensinck. Handbook, 38—39; Schacht:. Introduction, 185—186; Heyd. Studies, 137 —139; E. Tyan. Diya.— EI, NE, 2, 340—343.
А.С.Боголюбов