Дюльдюль Али— «святое место» (пир), получившее название по кличке коня (араб. Дулдул) четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.). По преданию, когда ‘Али объезжал окрестности Дербента, на камнях, в полуверсте от южной Дербентской стены, остались следы копыт его коня.
Пир огорожен камнями. Посещение Д. А. сопровождалось совершением обряда тютье: послюнив указательный палец правой руки, верующий опускал его в пыль, а затем прикладывал палец ко лбу, груди и сердцу. Перед Новым годом у Д. А. паломники давали обет (незр, от араб. назр) сделать какое- либо приношение, пожертвование или совершить доброе дело, произнося про себя заклинание: «Исполни мое желание, и когда оно исполнится, я сделаю тебе подношение». Считалось, что пир обладает исцеляющей силой, к нему приводили (или приносили) больных детей и укладывали в «люльки», высеченные из камня.
С именем халифа ‘Али связаны и топонимы в Талыше (Азербайджан)— Али-риз и Али-чопан. Али-риз («След ‘Али»): на правом берегу реки Улюмчай, неподалеку от прежнего местоположения селения Улюм, на невысокой скале имеется несколько углублений. Одно из них, похожее на отпечаток ноги человека, длиной около 60 см, почитается как след ‘Али, круглые углубления поодаль — как следы его коня. Каждый проходящий мимо Али-риз оставляет приношения: как правило, это мелкие камешки, разноцветные лоскутки, иногда монеты. Больные в надежде на выздоровление оставляют клочки своей одежды. Али-чопан — проход между двумя камнями на тропе от селения Монидигя в Зуванд. В скале на высоте около 2 м — небольшая лунка, куда путники стараются забросить камешек: попавшего ждет удача.
Лит-ра: А. К. Что должен сделать каждый дербентский мусульманин (шиит), чтобы счастливо провести весь новый год // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1872, 1/1, 21; Г. Ф. Чурсин. Талыши (Этнографические заметки) // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1926, IV, 22, 38.
Дж.И.Месхидзе