ЗА̄ВӢЙА (мн. ч. зава̄йа̄; «угол») — келья, обитель суфия или марабута. Значение этого термина на протяжении столетий менялось. Первоначально завийа— помещение в мечети или при ней, где шло преподавание чтения, письма и коранических наук.
В дальнейшем так стали называть жилище суфийского шайха, в котором он выступал с проповедями и обучал муридов. Наибольшее распространение термин завийа получил в Северной Африке и Андалусии, где суфийские обители сыграли большую роль в пропаганде и популяризации суфизма. Мурид, получивший в завийе подготовку под руководством суфийского авторитета, как правило, возвращался на родину и основывал там собственную завийу.
В XII—XIV вв., с появлением и развитием суфийских братств (турук), функции обителей значительно расширились. Они стали организационной и экономической основой братств, через них осуществлялась пропаганда суфийских учений и ислама. Отныне завийями называли комплекс строений, состоявший из: а) мавзолея местного святого — эпонима завийи, над которым обычно сооружался купол (кубба); б) небольшой мечети; в) жилых помещений шайха завийи и его семьи; г) комнат, предназначенных для чтения Корана и обучения муридов; д) келий муридов; е) странноприимного дома, где путники и странствующие дарвиши могли получить бесплатный приют и пищу. Рядом с завийей обычно располагалось небольшое кладбище, где хоронили ее обитателей либо «мирян» (согласно их завещанию).
Суфийские обители существовали за счет пожертвований верующих и путников и за счет доходов с записанного на них вакфного имущества. В тех местах, где завийа выполняла главным образом функции постоялого двора (наззала), ее могли субсидировать власти. Однако, как отмечали средневековые авторы, и такие обители в конечном счете оказывались под влиянием суфиев, т. к. последние составляли большинство странников. Суфии охотно останавливались в отдаленных обителях, потому что там они могли беспрепятственно предаваться своим коллективным радениям (зикр, сама‘), которые сурово порицались городскими факихами. Завийи суфиев или марабутов часто посещали «миряне» с подношениями в надежде приобщиться «божественной благодати» (барака), которая, как считалось, исходит от могилы суфийского «святого» (вали) или шарифа. Некоторые из них подолгу оставались в завийи и становились «послушниками» (талаба). Строительство новых завий было основным способом «миссионерской» деятельности братств. Могущественные братства имели одновременно до ста обителей, разбросанных на значительной территории. Глава братства, располагавшийся в центральной завийи, назначал шайхов, или мукаддамов, местных завий, которые обязаны были беспрекословно повиноваться ему. Кочевое племя, на территории которого находилась завийа какого-либо братства, помогало ее обитателям в обработке земли и сборе урожая. Излишки продуктов и прочие доходы отправлялись в центральную завийу. В XIX в. суфийские обители стали центрами борьбы с европейскими колонизаторами. Они превратились в небольшие крепости, способные сдерживать натиск неприятеля (см. ас-санусийа).
В целом завийа одновременно выполняла функции религиозной школы, молельни и странноприимного дома, а в случае необходимости — и крепости. Сходство завийи с христианским монастырем отмечали многие мусульманские авторы, в частности Ибн ал-Джаузи (XII в.) и Ибн Баттута (XIV в.). Жизнь и нравы суфийских обителей были объектом критики со стороны суннитских факихов, которые видели в них «недопустимое новшество» (бид‘а), колыбель порока и вседозволенности, подражание христианам и т. п. Это было вызвано тем, что институт завийи успешно служил проводником влияния суфизма в массы. Противники суфизма признавали, что суфийские обители составляли конкуренцию мечетям. В отдельные моменты в истории Магриба, когда центральная власть ослабевала, шайхи завийи становились полновластными хозяевами больших областей.
Положительную роль завий в распространении грамотности, их миротворческую миссию в конфликтах между кочевыми племенами отмечали многие европейские исследователи и путешественники.
Большое число североафриканских завий было разрушено французскими и итальянскими колонизаторами. В наши дни их влияние в мусульманском мире относительно невелико. См. рибат, ханаках.
Лит-ра: Ибн ал-Джаузи. Талбис, 1775—176; Шмидт. ‘Абд-ал-Ваххаб, указ.; Dozy. Supplément, 1, 615—616; Rina. Marabouts; G. Marçais. Les monuments arabes de Tlemsen. P., 1903; он же. Notes sur les ribats en Berbérie.— Melanges R. Basset. P.. 1925, 396—430; Bel. Religion, 351—356, 364 — 373; Nwyia. Ibn ‘Abbad, Index.
А.Д.Кныш