ЗАКАРӢЙА — коранический персонаж, один из праведников (салихун), отец Йахйи, евангельский Захария (отец Иоанна Крестителя). Согласно кораническому рассказу, Закарийа, будучи по жребию избран воспитателем-опекуном Марйам, увидел, что в ее комнате каждый день появляются свежие плоды, посылаемые ей Аллахом. Тогда он стал молить Аллаха даровать ему сына: «Господи! У меня ослабели мои кости, и голова запылала сединой, и я не был в воззваниях к Тебе, Господи, несчастным. И я боюсь близких после меня, а жена моя бесплодна; дай же мне от Тебя наследника!» (К. 19:4/3—5). К Закарийи явились ангелы и сообщили, что у него родится мальчик по имени Йахйа, «господин, воздержанный и пророк из праведников». 3акарийа не поверил, и ему было дано знамение — три дня он был лишен возможности говорить и объяснялся знаками (К. 3:37/32— 41/36; 6:85; 19:1 — 15; 21:89—90).
В послекоранических преданиях рассказывается о том, как для выбора опекуна Марйам бросали жребий и как выбор пал на Закарийу. В комнате девочки появлялись зимой летние плоды, а летом— зимние; это и возбудило у Закарийи надежду, что у него в старости (не в сезон) может родиться сын. Трехдневная немота была ему послана в наказание за сомнение в могуществе Аллаха. После гибели сына он скрылся от преследователей в дупле дерева, но был выдан Иблисом. Враги срубили дерево и распилили его вместе с Закарийей.
Коранический рассказ следует евангельскому (Лука 1, 5—25), главным его мотивом является всемогущество Аллаха и его господство над природой. История подробно излагается и в мекканских, и в мединских сурах, но в Медине больше подчеркнута роль Йахйи как провозвестника миссии ‘Исы. Дальнейшая детализация легенды основывалась на евангелиях и христианских легендах. Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии— библейском пророке.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 711—713; он же. Тафсир, 3, 165—179, 16, 32—45; ас-Са‘лаби. Кисас, 209-217; ал-Байдави. Тафсир, 1, 153 —155, 576—577; В Heller. Islamische Jesaja-Legende. Islamische Zacharija-Legende.— MGWJ. 1936, 53; он же. Zakariya.—EI, 4, 1301 — 1302.
М.Б.Пиотровский