ЗАМЗАМ — священный колодец на территории ал-Масджид ал-Харам. Воде Замзама приписываются разнообразные свойства: она излечивает болезни, утоляет чувство голода и т. д. Актом особого благочестия считается намочить в воде Замзама саван, в котором верующего положат в могилу, или умереть в водах колодца, что является причиной самоубийства в Замзаме. По существующим представлениям, Замзам соединен подземными каналами с колодцами известных мечетей мусульманского мира.
Замзам — один из нескольких колодцев, находящихся в Мекке и вблизи от города. Соседство Замзама с ал-Ка‘бой обусловило особое отношение к нему еще до ислама. Мусульманская традиция узаконила благодать, исходящую от воды 3амзама. Предание связывает историю Замзама с легендой о скитаниях по пустыне Хаджар и ее сына Исма‘ила, оставленных Ибрахимом. В поисках воды Хаджар семь раз пробежала между холмами ас-Сафа и ал-Марва; вернувшись к сыну, она обнаружила, что рядом с ним забил источник, открытый Джабра’илом по повелению Аллаха. Позднее заброшенный Замзам был вновь открыт по указанию Аллаха дедом Мухаммада ‘Абд ал-Мутталибом, приобретшим тем самым для своего рода из племени курайш право распоряжаться водой Замзама (сикайа).
Сохранявшийся при Мухаммаде и «праведных» халифах авторитет Замзама был поставлен под сомнение во время правления омейядских халифов ‘Абд ал-Малик (685—705) предписал использовать воды другого источника, расположенного у священной горы Сабир. Был построен акведук, по которому вода поступала в Мекку. Нововведение это было встречено враждебно. Однако лишь в 759 г. по приказу аббасидского халифа ас-Саффаха статус Замзама был восстановлен.
Омовение в Замзаме, питье его воды — важный элемент хаджжа и ‘умры, но самостоятельного обрядового значения не имеют. Существует, однако, особый обряд, связанный с Замзамом и восходящий к языческим обрядам культа плодородия. В ночь с 13 на 14 ша‘бана вокруг Замзама собирается толпа взрослых и детей. Хранитель Замзама (саки) обливает их водой. При этом все должны плакать и произносить славословия Аллаху. Считается, что при этом вода колодца должна перелиться через край.
Паломники часто увозят с собой воду Замзама в специальных сосудах, называемых замзамийа.
Gaudefroy-Demombynes. Pèlerinage, 26—71; В Carra de Vaux. Zamzam.— EI, 4, 1212—1213.
Д.В. Ермаков