ЗУХД (от захада — «воздерживаться», «отказываться») — «воздержание», «отречение», одно из основных этических понятий ислама и технический термин суфизма, означающий необходимый этап мистического пути; часто переводится как аскетизм, а обладающий этим качеством — захид (мн. ч. зуххад, захидун) (К. 12:20) — как аскет.
В VIII в. зухд заменил бытовавший ранее термин ниск («благочестие», «подвижничество») и стал означать нечто большее, чем кана‘а («умеренность и контроль над желаниями») и вара‘ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»). В первые века хиджры аскетические настроения широко распространились и затронули, в большей или меньшей степени, практически все направления ислама. Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов. Материал о зухде содержится также в агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв.
В определенную концепцию понятие зухд оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия, известных как зуххад (ал-Хасан ал-Басри, Суфйан ас-Саури, Ибрахим б. Адхам и др.), дальнейшее развитие происходило в русле суфийской традиции. Несомненно, влияние на формирование концепции зухд христианского монашества, с которым ранние мусульманские аскеты поддерживали тесные контакты, возможно также влияние манихейства и индийской традиции и с ее аскетической практикой.
Суннитское понимание зухд, особенно в ханбализме, придававшем ему большое значение, подразумевает подавление страстей путем воздержания от мирских благ, уменьшения сна и пищи, бедность, отказ от покровительства сильных мира сего (что редко соблюдалось), практику «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого». Встречаются осуждения крайностей зухд и призывы к умеренности в нем. Большинство средневековых мусульманских авторов-богословов после своего имени прибавляли эпитет захид.
В суфизме практика зухд доходила до самых крайних проявлений: отказ от всего преходящего, очищение сердца от всего, что может отвлечь от Бога, и сосредоточение на нем своих помыслов. Такая практика зухд нередко приводила к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму.
Осознание опасности искушений, подстерегающих суфия на этом пути (тайная гордыня, лицемерие перед самим собой и т. д.), и введение ал-Мухасиби и школой маламатийа методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции зухд нового, эзотерического уровня — аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть его в том, что суфий, освободившийся от привязанности к ад-дунйа («дольнему миру»), воздерживается от своего воздержания, изживая само желание воздерживаться. При этом он достигает состояния, которое ал-Газали называл ал-истигна’ би-ллах («удовлетворенность Богом»). Достигнув его, он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь, т. к. преодолел ее соблазны, и идти дальше по пути познания ал-ахира («потустороннего мира»).
Понятие зухд и захид и поныне употребляются в мусульманском мире, означая преимущественно благочестивую жизнь и благочестивого человека.
Лит-ра: ал-Макки. Кут ал-кулуб, 1, 220—256; Абу Ну‘айм. Хилйат; ал-Газали. Воскрешение. 195—203; Ибн ал-Джаузи. Талбис, 150—160; Бертельс. Суфизм, 16—17; Петрушевский. Ислам, 313——317; А. Р. Петросян. О термине зухд.— ПП и ПИКНВ. 1986, 2, 145 —149; I. Goldziher. Arabische synonymik der Askese.— DI. 1918, 8, 204—213; T. Andrae. Zuhd und Mönchtum: Zur Frage von den Bezeihungen zwischen Christentum und Islam.— MO. 1931, 25, 296-—327; Nwyia. Exegese. 216—220; J. McHugo. Some Notes on the Concept of Zuhd in the Sufi Manuel Literature of the 10th to 12th Centuries A.D. 1/2. Purvadesh, 1980, 99—108; L. Kinberg. What is meant by zuhd.— StI. 1985, 61, 27—44; L.Massignon. Zuhd.— EI, 4, 1341 —1342.
А.Р.Петросян