ИБЛӢС (от греч. δι`αβολος (?); «дьявол», «сатана») — имя ангела, низвергнутого с небес и ставшего врагом Аллаха, сбивающего верующих с верного пути. Другие прозвания — Шайтан (как глава всех злых духов — шайтанов), ‘Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто ал-‘Адувв («враг)». Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против И.-Шайтана: «А‘уззу би-ллахи мин аш-шайтан ар-радёжим» («Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, побиваемого камнями»). Раджим—«побиваемый камнями (грешник или отступник)» — постоянный эпитет к имени И.-Шайтан, восходящий к Корану (15:34). Заклинаниями против И.-Шайтана являются последние суры Корана (например, 113, 114).
Согласно кораническому рассказу, И. был тем единственным ангелом, который ослушался Аллаха — отказался пасть ниц перед сотворенным им первочеловеком — Адамом: «Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7:12/11). За это он и был низвергнут с небес и обречен на муки ада. Однако И. испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда и поклялся вредить Аллаху на земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (7:16/15—17/16), «я украшу им то, что на земле, и собью их всех» (15:39). После Суда И. и все, кто послушался его, будут низвергнуты в ад (26:94). См. также 2:34/32; 7:11/10—18/17; 15:30—43; 17:61/63—64/66; 18:50/48; 20:116/115; 38:71—84/85.
Согласно послекораническому преданию, И. живет на земле, возглавляя злых духов — шайтанов и джиннов, которых он способен сам порождать. Он обитает среди руин, на кладбищах, в банях, на рынках, пьет вино, любит пение, танцы, стихи. Одно из его любимых занятий — заставлять людей забывать о благочестивых делах, о молитве. Часто он мешает людям совершать молитву, похищает имущество из заката. Отгонять его можно чтением вслух айатов Корана (например, 2:268/271).
И. (в историях о совращениях он обычно именуется Шайтаном) совратил первого человека — Адама, пытаясь доказать этим свое над ним превосходство. Пробравшись в рай, он уговорил его и его супругу ослушаться Аллаха и вкусить плодов запретного дерева (2:36/34; 7:20/19—25/24; 20:120/118—121/119). Он был причиной неверия царицы Савской, ‘адитов, самудян. Каждый пророк становился объектом происков И. В частности, ритуал бросания камешков во время хаджжа считается напоминанием о том, как Ибрахим отгонял здесь преследовавшего его дьявола. Мухаммаду И. не раз пытался помешать молиться, а однажды якобы внушил как восходящие к Аллаху и Корану фразы, содержащие признание триады мекканских богинь. И. вдохновлял врагов Мухаммада, как мекканцев, так и мединских лицемеров ( ).
Послекораническое предание уделяет большое внимание различным вариантам истории И. до его падения. Рассказывается, что он звался ‘Азазил или ал-Харис и был послан с небес подавить на земле мятеж джиннов. Возгордившись своей победой и тем, что он господствовал над всей землей (отсюда еще одно его имя — Хакам), он и ослушался приказа Аллаха.
В связи с историей И. в богословской литературе обсуждалось несколько проблем, в конечном счете связанных с важнейшими для ислама концепциями предопределения и всемогущества бога. Для того чтобы снять противоречие, вытекавшее из ослушания И. и его соперничества с Аллахом за души людей, он объявлялся орудием Аллаха, специально избранным для того, чтобы испытывать людей. Особо подчеркивалась его слабость перед Аллахом (ср., например, 59:16). Обсуждались и конкретные причины его отказа поклониться Адаму. Обычное объяснение—гордость и самоуверенность, погубившие многих других персонажей мусульманской священной истории. Другое, частично подсказанное Кораном (18:50/48), что он был не ангелом, а пробравшимся на небо джинном и повел себя так, как джинну и полагается. Есть еще одно объяснение, принимавшееся некоторыми суфиями, в частности ал-Халладжем. Согласно ему, И. счел поклонение кому-либо, кроме Аллаха, нарушением истинного единобожия, тем самым он проявил верность вере в Аллаха, но не выдержал испытания повиновением. Согласно мнению многих суфиев (например, Ибн ‘Араби), он будет в конце концов прощен Аллахом.
На протяжении веков мусульманские богословы объявляли наущением И. враждебные им богословские школы и течения, а также многие элементы бытового ислама и народных суеверий. Большая часть обрядов бытовой магии мусульман направлена на защиту человека от козней И.
Образ И. был известен в Аравии до Корана в иудео-христианской среде, откуда пришли его имена И. и Шайтан (через эфиопскую передачу). Доисламские поэты упоминают И. и Шайтана, в частности в связи с историей Адама. Слово шайтан, кроме того, было известно в Аравии в значении «змея» и как распространенное имя людей и название родо-племенных групп. Коранические заклинания в последних сурах сходны с доисламскими заклинаниями против злых духов. Из текста Корана (83:25) следует, что мекканцы объявляли проповеди Мухаммада внушением «шайтана, побиваемого камнями». В качестве врага Аллаха И.-Шайтан появляется в связи с тем, что проповедь Мухаммада была отвергнута. История И. — одно из первых объяснений причин неверия людей и вообще наличия зла в мире.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих. 1, 78—119; он же. Тафсир, 1, 176—190, 8, 96—101; ал-Муфид. Ава’ил, 1.10; аc-Са‘лаби. Кисас, 19—25; ал-Киса’и. Кисас, 28—48; ал-Газали. Ихйа’, 3, 25—41; Ибн ал-Джаузи. Талбис; Лисан ал-‘араб, 7, 328; Тадж ал-‘арус, 4, 48; Eickmann. Die Angelologie, 43—48; Horovitz. Untersuchungen, 87; Wensinck. Handbook, 210—211; EichlerDie Dschinn, 40—48; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 315—320; Beltz. Sehnsucht, 156—163; P. Awn. Satan’s tragedy and redemption: Iblis in Sufi psychology. Leiden, 1983; A. J. Wensinck. Iblis.—El, 2, 373 — 374; A. J. Wensinck, [L. Gardet]. Iblis.— El, NE, 3, 690—691.
М.Б.Пиотровский