‘ИЛМ ал-Х̣АДӢС̱ («наука о предании») — отрасль знания, посвященная изучению хадисов. Рост количества подложных хадисов уже в раннем исламе вызвал в мусульманской ученой среде формально-критическое к ним отношение. Мухаддисы осознавали, что в обращение пущен недостоверный материал, который необходимо было подвергнуть изучению, чтобы выявить «ложные» предания и отграничить их от «подлинных». Главным объектом внимания мусульманского критицизма служило не само содержание предания (матн), а цепь передатчиков (иснад): качество иснада считалось гарантией обоснованности сообщаемого, хотя при таком подходе к проблеме зачастую хадисы с вымышленным содержанием, но снабженные цепью безупречных передатчиков квалифицировались как подлинные. Для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые в ‘И. ал-Х. именовались ар-риджал («люди», «мужи»). Старались выяснить их имена, годы жизни, факты биографии (когда и где бывали), чтобы удостовериться, могли ли они встречаться и слушать друг друга. Не менее важной представлялась оценка их «правоверия» и моральных качеств: считался ли каждый из них хорошим мусульманином, был ли достоин доверия (сика) и правдив (садук), т. е. способен ли был правильно воспроизводить слышанное им. Проверка передатчиков предания как гарантов правдивости сообщаемого получила в среде мухаддисов название ал-джарх ва-т-та‘дил («отвод и подтверждение»). Собирание и критическое изучение целого комплекса данных о передатчиках привело к возникновению в ‘И. ал-Х. особого направления—ма‘рифат ар-риджал («знание о мужах»). Считалось, что этим знанием должен обладать каждый образованный мухаддис. Выявление передатчиков привело к созданию специальных словарей или справочников типа табакат с биографиями лиц, фигурировавших в иснадах. Самое раннее дошедшее до нас сочинение такого рода — Китаб табакат ал-кабир Ибн Са‘да (ум. в 845 г.). Наряду со справочниками о лицах, заслуживающих доверия, создавались справочники о «недостойных» доверия, «слабых» передатчиках — ду‘афа’ (ед. ч. да‘иф), например Китаб ад-ду‘афа’ ан-Наса’и (ум. в 915 г.).
Критика преданий была чрезвычайно детализованной, в связи с чем появилась специальная терминология. Хадисы считались неравноценными и классифицировались на «достоверные» (сахих), «хорошие» (хасан) и «слабые» (да‘иф).
«Достоверным» считался хадис с полной, без каких-либо пропусков, цепью передатчиков, вера и достоинства которых не вызывали подозрений. «Хорошим» считался хадис с пропуском в цепи передатчиков либо при отсутствии единогласия относительно их правдивости. Такие предания, хотя они и расценивались ниже «достоверных», все же принимались и использовались для решения богословско-правовых вопросов. «Слабым» считался хадис, если его содержание вызывало критику или если кто-либо из передатчиков рассматривался как недостойный доверия. Такие предания могли приниматься лишь в случаях, когда речь в них шла о разного рода увещеваниях или излагались примеры благопристойного поведения.
При проверке хадисы подразделялись также на другие группы в зависимости от характера и особенностей иснада, матна и количества передатчиков.
Были установлены и методы получения и передачи предания, которых насчитывалось по крайней мере семь: сама‘, кира’а, иджаза, мунавала, мукатаба, васийа, виджада. Некоторые из них (мунавала и мукатаба) использовались уже в IX в., а возможно, и раньше.
Первоначально сборники хадисов составляли по типу муснад («имеющие основу, опору»). Материал в них классифицировался по именам самых ранних передатчиков — асхабов (‘ала-р-риджал — «по людям»). Таков, например, Муснад Ахмада б. Ханбала (ум. в 855 г.).
Большой вклад в критику предания внесли крупные авторитеты IX в. ал-Бухари (ум. в 870 г.), Муслим (ум. в 875 г.), Ибн Маджа (ум. в 886 г.), Абу Да’уд ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), Мухаммад ат-Тирмизи (ум. в 892 г.) и ан-Наса’и (ум. в 915 г.) — авторы шести канонических сборников хадисов, которые приобрели широкую популярность в мусульманском мире. Их книги, составленные по типу мусаннаф («распределенное по сортам, по классам»), являли собой уже более совершенный образец композиции. Материал в них располагался по тематическим рубрикам или предметам высказывания (‘ала-л-абваб), что оказалось удобнее, ибо освобождало от излишних поисков и давало возможность быстро узнать точку зрения предания по определенному вопросу.
Изучение хадисов продолжалось и в более поздний период. Были написаны многочисленные теоретические работы, из которых наиболее авторитетными считались ал-Мухаддис ал-фасил байна-р-рави ва-л-ва‘и Абу Мухаммада ар-Рамахурмузи (ум. в 970 г.), Ма‘рифат ‘улум ал-хадис ал-Хакима ан-Найсабури (ум. в 1014 г.) и в особенности ‘Улум ал-хадис Ибн ас-Салаха аш-Шахразури (ум. в 1245 г.). В последней книге ‘И. ал-Х. рассмотрена наиболее подробно и полно, во всем объеме представлений средневековой мусульманской критики.
Лит-ра: GAL, указ.; GAS, 1, указ.; Abbot. Studies; Th. W. Juynboll. Hadith.—EI*, 2, 189—194; J. Robson. Hadith.—El, NE, 3, 23—28.
К.А.Бойко