ИМА̄М (мн. ч. а’имма; от глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо», «предводительствовать») — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В повседневной жизни И. называют руководителя общей молитвой в мечети. Функции И. может исполнять один и тот же человек, однако И. (в этом значении термина) не является ни саном, ни профессией: И. признается таковым лишь постольку, поскольку он действительно осуществляет руководство молитвой. В квартальных и сельских мечетях И. обычно являются лица, имеющие элементарное богословское образование. И. соборных мечетей должны иметь специальное богословское образование и пользоваться авторитетом у верующих.
В первые годы ислама функции И. как предстоятеля на молитве выполнял сам Мухаммад, а после его смерти—халифы. Поскольку Мухаммад и первые халифы были не только предстоятелями на молитве, но одновременно и главами общины, то И.-халиф практически являлся высшим духовным и политическим авторитетом. Отсюда развилось представление об И. как о верховном носителе духовной и светской власти в теоретически единой мусульманской общине. Споры о том, кого именно должно считать законным И. и какова сущность его власти, легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции верховной власти, И. всех мусульман является халиф. Главная функция И.-халифа—охрана религии и управление мирскими делами. Обязанность И. — следить за правильностью воплощения принципов религиозного закона в жизни общины. Сунниты, а также хариджиты считают И. уполномоченным общины, который избирается теоретически всей общиной, а практически ее представителями или назначается предшественником.
Согласно шиитской доктрине, верховная власть И. предопределена свыше, а посему она не может зависеть от желания людей, т. е. И. не может быть выборным (выборность И. допускали только зайдиты). Отвергая с самого начала принцип выборности И., шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульманской общины и государства является наследственной в роду ‘Али, ибо право Алидов предопределено божественным установлением. В силу божественной природы своей власти И. у шиитов обладает знанием сокровенных сторон религии, которое Пророк открыл только ‘Али и которое передается от отца к сыну. Будучи гарантом преемственности и чистоты религиозной традиции, он должен быть непогрешимым. Согласно шиитскому вероучению, И. исполняет три функции: 1) законный И.— правитель исламской общины, преемник Пророка в устроении людских дел; 2) он — толкователь религиозных знаний и права, конечный авторитет в толковании Корана и преданий; 3) он—высший духовный авторитет, ведущий людей к пониманию скрытого смысла вещей. Власть И., таким образом, распространяется не только на мирскую и духовную жизнь людей, но и на мир «невидимый» (‘алам ал-гайб). Земная и космическая функции И., его абсолютная непогрешимость требовали безусловного повиновения ему. Учитывая, что шиитские И. не располагали аппаратом принуждения, следует заключить, что добровольное их признание основывалось на авторитете «семьи Пророка», на вере в И. и их миссию, на вере в «божественную» природу их власти. Как исполнители божественного предписания, И. не нуждаются в каком-либо дополнительном источнике власти каким для суннитов стало, например, иджма‘ — формальное выражение коллективной («общинной») воли. Исходя из божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих И. как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские И. — это наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к нему, наследники пророческих знаний. Однако по мере естественного дробления алидского рода увеличивалось число потенциальных претендентов на верховную власть. Шиитский ислам распался на течения и общины, признававшие в качестве И. членов разных ветвей рода ‘Али. Зайдиты, исма‘илиты, имамиты, «крайние» шииты по-разному трактовали такие вопросы, как принцип передачи верховной власти, права и обязанности И., качества И., возможность их сотрудничества с правящей династией, их отношение к «несправедливым» правителям и т. п. Для подавляющего большинства в настоящее время нет «видимого» И. из рода ‘Али. Его полномочными представителями являются шиитские религиозные авторитеты — «люди религии» (риджал ад-дин).
Термин И. употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религиозных авторитетов, руководителей больших общин, основателей богословско-правовых толков и богословских школ (Абу Ханифа, ал-Аш‘ари, Хомейни и т. д.).
Лит-ра: Handwörterbuch, 206—208; W. Madelung. Imama. — EI, NÉ, 3, 1192—1198; см. лит-ру к ст. ал-имама.
С.М.Прозоров