ИСХ̣А̄К̣ — коранический персонаж, пророк, сын Ибрахима, библейский Исаак. В Коране рассказано, что Аллах даровал Ибрахиму в преклонном возрасте сына в награду за его стойкое благочестие. О предстоящем рождении сына ему сообщили ангелы, под видом простых путников пользовавшиеся его знаменитым гостеприимством (2:133/127, 136/130, 140/134; 3:84/78; 4:163/161; 6:84; 11:71/74; 12:6, 38; 14:39/41; 19:49/50; 21:72; 29:27/26; 37:112—113; 38:45). В суре 37:100/98—106 рассказано, что Ибрахиму был дарован «кроткий юноша», а затем во сне он увидел, что Аллах требует от него принести сына в жертву. Ибрахим был готов выполнить приказание, но Аллах отказался от жертвы, он просто испытывал праведника. Эта история восходит к библейскому рассказу через послебиблиейские предания иудеев, но имя сына не названо. Согласно кораническому контексту, им может быть и Исма‘ил и Исхак (Исаак). Некоторые комментаторы, следуя библейской традиции, и видели в нем И., однако большинство утверждало, что этим сыном был Исма‘ил, предок арабов, связанный с культом ал-Ка‘бы. Это толкование стало сейчас общепринятым среди мусульман. См. Ибрахим.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 272—290, 352—359; он же. Тафсир, 23, 48—57; ас-Са‘лаби. Кисас, 52—58; ал-Киса’и. Кисас, 150—153; ал-Байдави. Тафсир, 2, 175—177; Snouck Hurgronje. Feest; Horovitz. Untersuchungen, 90—91; Speyer. Erzahlungen, 164-166, 170—171; Beck. Gestalt, 80—83; J. Eiseriberg. Ishak.—EI, 2, 568—569; W. M. Watt. Ishak.—EI, NE, 4, 114—115.
М.Б.Пиотровский