Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Исхак-баб

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 23 мая, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Исхак-баб — известный в районах гор Каратау (Южный Казахстан) «святой», считающийся основателем рода хваджей Аккорган (Ак-корган). Его святыня находится в селении Баб-ата в Созакском районе Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. Согласно местной сакральной истории, И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в пятом (вар.: седьмом) колене, прибывший во главе 50-тысячного войска из Сирии (аш-Шам) в Туркистан для распространения ислама. В представлениях местного населения, это воин-герой огромного роста (7 кари, более 3,5 м), невероятной силы (один противостоял 3 тыс. воинов). Большинство «святых» (аулийа’) этого региона, от Ташкента и Сайрама до Кзыл-Ординской области Казахстана, считаются его сподвижниками (Баба Туклес, Абу Бакр ал-Каффал аш-Шаши, ‘Абд ал-‘Азиз-баб, Йуваш-баб, Чинарлик-шайх, Хасан Басили, Баб-и ‘Араб) и потомками (хваджа Ахмад ал-Йасави, Арслан-баб, маулана Сафи ад-дин Урунг Куйлаки). Расположение мазара И.-б. в центре хребта Каратау, сведения письменных родословных хваджей Ак-корган об «оживлении» (ихйа’ килган) им земель и горных речушек по обе стороны горы указывают на то, что это место когда-то было связано с культом природы. Считалось, что высокие урожаи на этих землях обеспечивались молитвами (ду‘а’) в честь И.-б. Посещение его могилы приравнивалось к паломничеству к могилам пророков. Согласно преданиям, чудотворную силу И.-б. получал от общения с пророком хадрат ал-Хидром, для чего он держал суфру, доставшуюся ему от предков. И.-б. был первым в Туркистане держателем суфры (суфра-дар), причем во всех списках генеалогий хваджей это слово пишется с буквой сад, а не син, что дает основание связать его происхождение с ас-сахифа ас-сафра’ («Желтый свиток») кайсанитов-мубаййидитов. Многочисленные документы-родословные туркистанских хваджей ХVIII-ХIХ вв., составленные на основе более ранних письменных родословных, и устные предания содержат достаточно серьезный материал для отождествления образа И.-б. с Исхаком ат-Турком у Ибн ан-Надима (X в.). В них И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии, сын Абу Муслима, в 767–68 г. по маршруту Хурасан/Хорасан–Фаргана/Фергана–Шаш прибыл в страну тюрков (аради ат-турк, Туркистан). В дальнейшем мубаййидитские традиции посвящения в наставники (суфрадарлик килмак) сохранились у суфиев братств йасавийа и бекташийа.

        Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист. Ал-Кахира, 1969, 497; История халифов анонимного автора XI в. Факсимиле рукописи. Предисловие и краткое изложение содержания П.А.Гряззневича. М., 1967, л. 246а-б; Насаб-нама-йи аулад-и Занги- ата. Рук. № 31 Каршинского краеведческого музея (Республика Узбекистан); Сафи ад-дин Урунг Куйлаки. Насаб-нама. Туркестан, 1992; А.К.Муминов. О происхождении братства йасавийа // Ислам, 219–231.

        А.К.Муминов ал-Кикуни

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        Казахстанлегендаризация и мифологизациясвятыеСуфизм
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ГЕММЫ МУДРОСТИ
        • 28 апреля, 2025
        Баба, титул
        • 24 декабря, 2024
        ХУСАЙНИЙА (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        Казахстан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 18 июля, 2022